Культура и Искусство

Многокрасочно, богато и самобытно устное творчество узбекского народа. Своими корнями оно уходит в глубокую древность, переплетаясь с устной поэзией других народов Востока, с которыми узбекский народ был связан общими историческими судьбами в течение многих столетий. Узбекский народ имеет древнюю письменность, однако устная поэтическая традиция вплоть до ХХ века оставалась единственной формой художественного слова. В устном творчестве узбеков встречаются различные жанры: меткие и остроумные пословицы и поговорки, чарующие сказки, полные юмора и сатиры анекдоты, задушевные лирические песни. Каждый из этих жанров имеет свои исторические традиции.  Истоки многих узбекских эпосов, в частности дастана «Ширин и Шакар», восходят к легендам о герое Сиявуше. Образ Сиявуша тесно связан с образом туранского легендарного героя Афрасиаба, имя которого до сих пор сохранилось в наименовании городища древнего Самарканда. Большой любовью пользуются в народе анекдоты о Насреддине Афанди, разоблачающем ханов, баев, представителей духовенства.

Современные музыкальные инструменты узбекского народа состоят из трех больших групп: в группу струнных инструментов входят струнно-смычковые (гиджак, кубиз, сато), струнно-щипковые (дутор, танбур, думбра,рубоб, саз, уд) и струнно-ударные (чанг); в группу духовых – деревянные духовые (най, сурнай, куш-най, балабан, кар-най) и медные духовые (варкий);в группу ударных входит дойра (бубен), ногора (литавры), сафоил (две палочки с металлическими кольцами), айроц, цошщ (кастаньеты). Музыканты,играющие на разных инструментах, объединяются в ансамбли.Успешно развиваются национальная литература, наука, профессиональные виды искусства, в том числе театр, балет, а также спорт.

Многовековые традиции сохранились в народном цирке и театре. Неизменной любовью пользуются выступления острословов (аския), комиков,кукольников, канатоходцев (дорбозы), наездников (чавандози), фокусников(козбогловчи), борцов (палваны).

Сохранился и успешно развивается национальный вид борьбы – кураш. Данный вид борьбы в разных вариациях существует почти у всех тюркских народов. Собственно, эту борьбу правильнее было бы назвать не национальной, а наднациональной, ведь ее культивируют и на берегах Волги, и в горах Афганистана. Победитель в качестве приза получает чаще всего барана или деньги, собранные со зрителей.

Традиционная музыка

Богатое и своеобразное наследие узбекского народа много веков развивалось как искусство, передаваемое из «уст в уста» поколениями народных музыкантов, певцов, сказителей. При этом мелодии несколько видоизменялись, варьировались, сохраняя вместе с тем свою ладоинтонационную основу. Совершенствуясь на протяжении веков, узбекская традиционная музыка сложилась как развитая монодическая культура, обладающая разнообразием форм и жанров, богатством музыкально-выразительных средств. Одна из особенностей традиционной музыки узбеков заключается в том, что она объединяет два крупных пласта — это собственно фольклорная музыка и изустно-профессиональное творчество. Фольклорная музыка, являющаяся коллективным творением народа, характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров (среди них детские песни — «Бойчечак», «Рамазон», обрядовые — «Ер-ер», «Туй муборак», «Навруз», «Суст хотин», плачи-причитания; трудовые — «Куш хайдаш», «Хуш-хуш», «Чарх»; колыбельные — алла; бытовые песни — терма и кошук, песни-диалоги — лапар, песенно-танцевальные — ялла, лирико-протяжные – ашула).

Необыкновенно разнообразны национальные музыкальные инструменты — кобуз, най, сурнай, карнай, доира, дутар, танбур, нагора, уд, чанг-кобуз и др., и традиционная инструментальная музыка — это простейшие сигналы, усули, пастушечьи наигрыши, обрядовая и необрядовая сольная и ансамблевая музыка. Изустно-профессиональная музыка отличается сложностью и совершенством формы, развитостью мелоса и богатством исполнительских стилей. Творцами этой музыки, сформировавших в средние века, были яркие представители узбекского народа, прошедшие традиционную школу мастерства «устоз-шогирид» (созанда, хонанда, катта ашулачи, сказители, макомисты. Катта ашула, эпос, макомы, продолжают бытовать и в наши дни (свидетельством тому репертуар профессиональных ансамблей, обучение традиционному исполнительству в музыкально-учебных заведениях, проведение международных и республиканских конкурсов по жанрам традиционной музыки). Богатство разновидностей жанров традиционной музыки узбеков расширилось еще за счет локальных стилей. Различаются 4 локальные зоны — Фергано-Ташкентская, Бухарско-Самаркандская, Кашкадарьинско-Сурхандарьинская и Хорезмская, своеобразие которых выражается в бытовании музыкальных жанров и музыкального инструментария, в музыкальном диалекте и исполнительстве. Традиционная музыка всегда находилась в центре внимания Международных музоковедческих форумов в Самарканде (1978, 1983,1987,1997,1999), Бухаре (1990), Ташкенте (1995,1997).

Макомы

Макомы — крупный вокально-инструментальный циклический жанр. Макомы в Узбекистане разделяются по своим локальным признакам на бухарский «Шашмаком» — цикл из шести макомов (Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Ирок), цикл «Хорезмские макомы» (Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок, Панжгох) и Фергано-Ташкентские макомные циклы (Бает, Чоргох, Шахнози-Гулер, Дугох-Хусайни, Мискин, Насруллои и др.).

Макомы бухарского и хорезмского циклов подразделяются соответственно на два крупных раздела-цикла — инструментальный (именуемый в каждом цикле Мушкилот и Чертим йули) и вокальный (Наср и Айтим йули). Тематика макомов ограничивается сферой лирики. Поэтическими текстами для вокальных разделов макомов служат стихи поэтов Востока (Джами, Навои, Фузули, Хафиза, Увайси, Надира, Мукими, Огахи, Атои и др.). В каждом макоме важное значение имеет система ладоинтанационного развития, связанного с особенностями мелодики и ритмики. Важную роль в этом играют ауджи — исполнение кульминационных построений в высоком регистре и усули (ритмоформулы) — метроритмические построения, исполняемые ударными инструментами.

Музыкальные инструменты

Большим разнообразием отличается музыкальный инструментарий Узбекистана. Изображения музыкальных инструментов содержатся в древнейших наскальных рисунках, в материалах археологических раскопок (терракотовые  статуэтки музыкантов, настенные рисунки дворцов). Первый образец музыкального инструмента — продольная деревянная дудочка-най, найденный на территории Узбекистана, датируется 3.5 тысячелетием. Средневековые трактаты о музыке ученых Востока содержат описания различных инструментов.

Сегодня узбекский музыкальный инструментарий представлен всеми группами — струнной, духовой и ударной. Наиболее богата струнная группа, которая состоит из щипково-плекторных  (дутар, домбра, танбур, уд, рубабы, конун), смычковых (кобуз, гиджак, сато) и ударных (чанг, чанг-кобуз). Духовые инструменты представлены такими, как най, кошнай, сибизик, сурнай, буламан, карнай, чупон най, ганжир най, най шувуллак глиняный). Дойра, нагора, доул (большие и малые барабаны), чиндоул составляют группу мембрановидных ударных инструментов, а занг, сагат, сафоил, кошик, кайрак — самозвучащие ударные инструменты. В музыкальной практике получили распространение и инонациональные инструменты, ставшие народными — тар, саз, гармоника. Каждый инструмент отличается своей спецификой и исполнительскими возможностями.

Балет

Становление балетного искусства Узбекистана началось с 1918 года, когда в Ташкенте открылась первая государственная опера с постоянным составом труппы. Первыми постановками стали «Лебединое озеро» П. Чайковского и «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова.

Сегодня балетная труппа Театра оперы и балета им. А. Навои признается лучшей в Центральной Азии. В репертуаре театра 18 балетов. Среди них произведения мировой классики. С большим успехом идут балеты «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Корсар» и др. Постановка «Половецкий стан» является оригинальной композицией из вокальных и танцевальных фрагментов оперы «Князь Игорь». Для детей театр поставил замечательные спектакли, которые не сходят со сцены десятилетиями. Это балетные и оперные сказки «Доктор Айболит», «Али-баба и 40 разбойников», «Волшебная лампа Алладина», «Василиса Прекрасная» и др. В июне 1994 года коллектив театра им. Навои совершил гастрольную поездку в Таиланд, где показал свои лучшие балетные спектакли «Золушка» и «Дон-Кихот». Сегодня на сцене театра можно посмотреть оперы «Иоланта», «Севильский цирюльник», «Кармен», балеты «Тамирис» и «Эсмеральда», мюзикл «Бременские музыканты». 

Национальная хореография

Танцевальное искусство узбекского народа было высоко развито с древнейших времен. Традиционная узбекская хореография имеет различные школы и виды танцев, в том числе классический национальный танец. В отличие от классических танцев народов Востока, узбекская хореография лишена конкретной образности, движения носят чисто эмоциональный характер.

Танцы ферганской школы отличаются мягкостью, плавностью и выразительностью движений. Хорезмские танцы темпераментны с резкими движениями корпуса и своеобразным движением рук. Для танцев Бухары характерны стремительные повороты корпуса, резкие остановки в позах, вращения по кругу. Наибольшее количество танцев сохранилось в горных районах республики. В горных селениях особенно популярны комические танцы в форме подражания животным и лирические танцы.

Профессиональные фольклорные коллективы вносят огромный вклад в сохранение и дальнейшее творческое развитие традиций национальной узбекской хореографии. Среди них ансамбли народного танца «Бахор», «Тановар», «Лязги», «Заравшан». В 1996 году Ташкентский детский танцевальный коллектив (руководитель — Малика Ахмедова) дал несколько успешных концертов в Бонне. В 1997 году солистки танцевального ансамбля «Звезды Ташкента» совместно с ферганским хореографическим коллективом «Фантазия» приняли участие в 6 Международном фестивале фольклорного танца в болгарском городе Варна и были удостоены Золотой медали, а детский фольклорно-танцевальный ансамбль «Умид» занял первое место на международном детском фестивале в Стамбуле.

Ансамбль "ШОДЛИК"

Восточное искусство, ныне переживающее пору больших перемен, заново привлекает к себе пристальное внимание, повсюду вызывает большой интерес. На современном Востоке высоко стремление сохранить  исконные традиции,  в  том числе в танцах и музыке.

Носителем этой традиции в Узбекистане стал ансамбль песни и танца «Шодлик»  Он хранит духовное богатство своего народа, развивает и умножает его.

Обаятельные, высокопрофессиональные танцоры и певцы, прекрасные музыканты, виртуозно владеющие народными инструментами дойрой и дутаром, — такой состав позволяет создавать очень интересные, разнообразные программы.

Нельзя не залюбоваться  танцором, исполняющим «Танец с блюдом», изображающий ритуал подачи гостям свадебного плова. Блюдо, как живое, перемещается у него со спины на голову, буквально  танцует в руках: чем дороже гость, тем изысканнее ритуал угощения. В программе много еще красивых, ярких танцев, то плавных, позволяющих полюбоваться каждым движением, то искрометных, зажигательных, то шуточных. А красочные костюмы исполнителей — словно цветы в весенней степи.

Фольклорное искусство, составляющее основу творческой концепции ансамбля, позволяет зрителям прикоснуться к самой душе узбекского народа, талантливого и мудрого.

История узбекского кино

Кинематограф известен узбекскому зрителю с 1897 года. Национальная кинематография зародилась в середине 1920-х годов, когда был создан трест «Узбекгоскино». Уже в начале 1930-х годов узбекские кинорежиссеры создают свои первые киноленты «Подъем», «Рамазан», «Йигит», «Перед рассветом», «Клыч».

Крупным кинематографическим событием в Республике стал выход в 1937 году первого звукового фильма «Клятва». Документальный фильм «Ташкентский текстильный комбинат» режиссера М. Каюмова удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1937 году. В годы второй мировой войны в Узбекистан были эвакуированы киностудии других республик бывшего Советского Союза. Большой школой для узбекских кинематографистов стало творческое содружество с такими мастерами кино, как М. Ромм, Г. Козинцев, Л. Луков и др. Значительными достижениями узбекского киноискусства послевоенных лет стали фильмы «Тахир и Зухра», «Алишер Навои» и «Похождения Насреддина». В 1960-1980-е годы созданы замечательные фильмы, которые пополнили сокровищницу мирового кино. Среди них — «Подвиг Фархада», «Абу Райхон Беруни», «Горькая ягода», «Ташкент — город хлебный» и другие. С 1968-го по 1989 год в Ташкенте проводились кинофестивали стран Азии, Африки и Латинской Америки, в 1994-м и 1997 гг. — Международные Ташкентские кинофестивали.

Документальное кино

Узбекские кинодокументалисты хорошо известны зрителям. Среди новых работ можно выделить «Хор» Даврона Салимова, «Аралкум» Б. Музафарова. Фильмы Шухрата Махмудова «Каракуль» и «Они учились в Германии» получили призы в Японии и Санкт-Петербурге. Ярчайшим событием в документальном кино 1999 года стал фильм по книге Президента Узбекистана И.А. Каримова «Узбекистан на пороге XXI века» (режиссер В. Исхаков). Презентации фильма прошли в России, Германии, Англии, Бельгии, Франции, Индии и Турции. Своеобразной презентацией страны с динамично развивающейся рыночной экономикой стал показ ролика «Шлагбаум» У. Хамраева на международном рекламном фестивале в Каннах. Кинодокументалисты Республики лентой «Султан зла» внесли свой вклад в борьбу с незаконным оборотом наркотиков. На международном фестивале стран СНГ «Правопорядок и общество» в Москве фильм был отмечен специальным призом жюри за режиссуру.

Анимационное кино

Имея хорошие традиции создания анимационных фильмов, кинорежиссеры Узбекистана все шире заявляют о себе участием в различных международных кинофестивалях. На Московском международном фестивале анимационного кино в 1999 году демонстрировались работы Мавзура Махмудова и Дмитрия Власова. Лента «Соловей» М. Махмудова заняла первое место.

Поделитесь
Поделиться в telegram
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в whatsapp
Поделиться в odnoklassniki