Хива, возможно, и маленький город – ее население едва достигает 40000 человек - но ее история города, как наиболее сохранившегося города на старом Шелковом пути, передает ее главную привлекательность для туристов, восстанавливая исторический торговый путь. В Хорезмском оазисе Каракумской пустыни Хива была столицей Хивинского ханства с 1592 г. до прихода к власти большевиков в 1920 г. Кажется, что никто точно не знает, сколько лет этому древнему городу, хотя история гласит, что Хива был основана не кем иным, как Шемом, сыном Ноя (построившего Ковчег), и, по крайней мере, дата основания города относится к VII в., а возможно, и намного раньше. Несмотря на свою, кажущуюся романтической, историю в качестве оазиса на Шелковом пути, город стал самым значительным и крупнейшим в Средней Азии торговым рынком рабов. Собираясь преобразовать традиционно заселенный город в музей под открытым небом, Хиву очистили от многочисленных древних наслоений, а ее здания были отмыты (либо, как в случае с мечетью Джума (IX в), отреставрированы) и представлены в качестве выставочных экспонатов. Хива – это город однодневной экскурсии – хорошие гостиницы и другой туристический сервис здесь оснащены на краткий срок пребывания туристов, но это популярная экскурсия из Ургенча. Большинство городских мечетей, минаретов и других исторических построек, известных своей изысканной майоликой и натуралистической живописью, находится в историческом месте, называемом Ичан-Кала. Наиболее осматриваемые достопримечательности включают великолепный дворец Тош-Ховли XIX в., 225-футовый минарет Ислам-Ходжа и мавзолей Пахлавон Махмуда, почитаемого философа и учителя.
ЖЕМЧУЖИНА ВОСТОЧНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ДЖУМА-МЕЧЕТЬ Джума-мечеть расположена в центре Ичан-Калы, построена ханским сановником Абдурахманом Михтаром на освященном по традиции месте: хивинская мечеть здесь упоминается еще арабским географом Макдиси (ал-Мукаддаси). Здание воспроизводит редкий в Средней Азии тип архаической многоколонной мечети. Современное здание Джума-мечети построено в XVIII в. Особую атмосферу создает слабое освещение сквозь три потолочных люка и ряды резных деревянных колонн, число которых достигало 212. Большинство колонн вырезано из древесных стволов в XVIII–XIX вв. Другие были собраны из разрушенных средневековых сооружений. Обращает на себя внимание тот факт, что пять минаретов Хивы находятся на одной линии на расстоянии около 200 м друг от друга. В центре расположен минарет главной мечети ИчанКалы – Джума-мечети. К западу от него – Кальта-Минор и далее минарет комплекса Ша-Каландар-бобо. К востоку – минарет мечети Сейид-бия, а далее – минарет Палван-кари. Диаметр минарета Джума-мечети у основания – 6,2 м, высота – 32,5 м. Его вершина увенчана восьмиарочным фонарем со сталактитовым карнизом и куполом.
ДВОРЕЦ ТАШ-ХАУЛИ В период правления Алла-Кули-хана (1825–1842) центр государственной, общественной и торговой жизни Хивы перемещается в восточную часть Ичан-Калы. Здесь у ворот Палван-дарваза был возведен целый комплекс новых строений, связанный с именем Алла-Кули-хана: новый ханский дворец, медресе, караван-сарай и торговый купольный центр (тим). Дворец Алла-Кули-хана, названный Таш-Хаули («Каменный двор»), напоминает крепость с высокими стенами, увенчанными зубцами, башнями и укрепленными воротами. В его архитектуре использованы традиции хорезмских домов и загородных усадеб («хаули») с их замкнутыми дворами, тенистыми колонными айванами и лоджиями. Дворец Таш-Хаули состоит из трех частей, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В северной части дворца находится жилой ханский комлекс, или гарем. С юго-востока к нему примыкают парадное помещение для ханских приемов – ишрат-хаули, а с юго-запада – место судебных разбирательств (арзхана). Связь разных частей дворца осуществляется через лабиринты неосвещенных коридоров и комнат. Отличительные черты декора Таш-Хаули – изысканные майоликовые облицовки стен, цветные узорные росписи потолков, сложная орнаментальная резная отделка колонн и дверей. Семейный ханский двор Таш-Хаули (гарем, или харам) отделен от официальной части дворца сплошным коридором. Его стены, потолки, колонны покрыты неповторяющимися орнаментальными узорами. Майоликовые панно стен имеют традиционную сине-бело-голубую окраску, потолки росписаны красно-коричневыми красками. Окна закрыты медными ажурными решетками.
МИНАРЕТ КАЛЬТА-МИНОР У главного фасада медресе Мухаммад-Амин-хана стоит мощный, невысокий минарет. Ему предназначалось стать наиболее крупным минаретом в Cредней Азии, если бы он был достроен: при диаметре основания в 14,2 м высота его достигла бы 70 м. Строительством минарета и медресе Мухаммад-Амин-хан намеревался завершить оформление большой городской площади у западных ворот Ичан-Калы. Однако сооружение Кальта-Минор, по сведениям историка Муниса, было прервано из-за смерти Мухаммад-Амин-хана в 1855 г. Верхняя площадка минарета была поднята только до высоты 26 м. По своей внешней декоративной отделке ярко-голубой минарет Кальта-Минор не имеет аналогов в Средней Азии. Это единственный минарет, поверхность которого полностью покрыта цветными глазурованными плитками.
КУНЯ-АРК И АК-ШЕЙХ-БОБО Куня-Арк («старая крепость») – внутренняя ханская цитадель Ичан-Калы. Она основана в XVII в. хивинским ханом Мухамед-Эренком (1687–1688). К концу XVIII в. Куня-Арк был уже «городом в городе», отделенным от Ичан-Калы высокой стеной. Здесь находились ханская мечеть, резиденция хана, верховный суд, ханская приемная – куриныш-хана, пороховой завод, арсенал, монетный двор, канцелярия, гарем, кухни, конюшни, гауптвахта и др. Южную сторону куриныш-ханы занимает тронный зал с двухколонным айваном. В центре этого зала была установлена юрта, у которой во время приемов восседал хан. В южной стене тронного зала находится ниша для ханского трона. В западной части куриныш-ханы размещались ханская казна и хранилище рукописей. Двери, ведущие в тронный зал, оформлены резным ганчем, а потолок – многоцветной росписью. Знаменитый айван куриныш-ханы облицован сине-бело-голубой майоликой с великолепным орнаментом. На каменной базе одной из его колонн высечены стихи хорезмского историка и поэта Огахи. В северо-западном углу куриныш-ханы сделан выход через коридор, ведущий в гарем и на холм Ак-Шейх-бобо. Это – самая высокая точка Куня-Арка, которая использовалась как дозорная вышка цитадели.
МАВЗОЛЕЙ САЙИДА АЛЛАУДДИНА Этот вросший в землю известный двухкамерный памятник зодчества находится между медресе Мухаммад-Амин-хана и Матнияз-диван-беги. Небольшая усыпальница с уникальным майоликовым надгробием была построена в первой половине XIV в., а в XIX столетии к ней с запада был добавлен просторный зал-зиратхана с портальным входом. Надгробие в гурхане выполнено в хорезмских традициях XIV в.
МЕДРЕСЕ КУТЛУГ-МУРАД-ИНАКА Медресе Кутлуг-Мурад-инака расположено в зеркальной оппозиции медресе Алла-Кули-хана. Кутлуг-Мурад-инак был дядей Алла-Кули-хана и похоронен в этом медресе. Он умер вне города и для его погребения специально разломали стену Ичан-Калы. Медресе Кутлуг-Мурад-инака было первым по времени двухэтажным медресе Хивы. Это единственный в Хиве памятник, в котором применена неглазурированная рельефная терракота.
МЕДРЕСЕ МУХАММАДА РАХИМ-ХАНА Медресе Мухаммада Рахим-хана – одно из самых больших в Хиве. Оно построено в 1876 г. по велению хана Сейида Мухаммад Рахима II (1863–1910), известного также как поэт Ферузшах. Прямоугольное здание медресе имеет четырехайванный двор и небольшие башни на углах. Его крупный входной портал флакирован крыльями с пятипролетной аркадой ниш. Худжры медресе перекрыты куполами «балхи» и кроме жилой комнаты имеют отсеки для хозяйственных нужд.
МЕДРЕСЕ ХУРДЖУН И АЛЛА-КУЛИ-ХАНА Постройка медресе Ходжамберды-бия у восточных ворот Ичан-Калы датируется 1688 г. При строительстве медресе АллаКули-хана это медресе было кардинально перестроено. Из-за сильной разницы уровней оно стало как бы основанием монументальной платформы медресе Алла-Кули-хана. Пандусный подъем рассек медресе Ходжамберды-бия пополам. Отсюда его новое название – медресе Хурджун («переметная сумка»). Из-за тесноты участка строительство медресе Алла-Кулихана потребовало разрушения части городской стены. Южным крылом новое медресе надвинулось на лавки северного торгового ряда Палван-дарваза, северным – примкнуло к сводам тима Алла-Кули-хана.
МЕМОРИАЛ ПАХЛАВАНА-МАХМУДА Главный культовый центр Ичан-Калы – мемориал Пахлаван-Махмуда – сложился у могилы святого покровителя Хивы, поэта и философа, профессионального борца и мастера-скорняжника Пахлаван-Махмуда (1247–1326). Он почитался не только в Хиве, но и в Иране, Индии как покровитель борцов и поэтов, исцелитель болезней. По преданию, поэт был похоронен в своей мастерской. В XIV–XVII вв. вокруг его погребения возникло городское кладбище. Уже Ширгази-хан, сооружая свое медресе в начале XVIII в., целенаправленно ориентировал его на погребение Пахлаван-Махмуда. Ранний мавзолей Пахлаван-Махмуда был перестроен в 1810 г. Мухаммад-Рахим-ханом I (1806–1825). Новый мавзолей включил в себя старую усыпальницу и ханаку с высоким двойным куполом, силуэт которой стал одним из главных символов Хивы. Перед входом в мавзолей был устроен поминальный двор, и ворота старого кладбища стали входным порталом мемориала Пахлаван-Махмуда. В начале XX в. по заказу Асфендияр-хана (1910–1920) на западной стороне двора была построена двухэтажная корихона, а на восточной стороне – летняя айванная мечеть. В майоликовую облицовку мемориала включено много картушей с религиозными изречениями, стихами Пахлаван-Махмуда и именами мастеров. Мухаммад-Рахим-хан I реконструировал мавзолей Пахлаван-Махмуда так, что «в ногах» у хивинского святого возник некрополь правящей Кунгратской династии. Погребение самого Пахлаван-Махмуда находится за невысокой оградой в западном крыле, а на центральной оси мавзолея в пятигранной нише было устроено погребение Мухаммад-Рахим-хана I. Позднее, в 1825 г., было пристроено восточное крыло, где был погребен Алла-Кули-хан (1825–1842). Надгробные плиты этих трех погребений отличает особо изысканная майликовая облицовка. В здание мавзолея было перенесено мраморное надгробие Абулгази-хана (1603–1664) и надгробие, предположительно относящееся к Ануша-хану, с датой смерти 1681 г. В пилон портала вмонтирована мраморная плита с эпитафией придворному Ильбаро-хана II (1728–1740). Еще один хивинский хан Асфендияр при жизни подготовил для себя большую фамильную усыпальницу в корихоне мемориала ПахлаванМахмуда. В пределах дахмы Асфендияр-хана похоронена его мать Кутлуг-бики-ханум.
АК-МЕЧЕТЬ В ряду зданий Хивы гузарные мечети быстро определить трудно. Потому что, большинство мечетей построены в точности похожими на жилые строения, среди них Ак-мечеть (Белая мечеть) отличается своебразием своей планировки. Наружный вид мечети, окружающий её с трёх сторон тенистый айван, три двери однокупольного здания свидетельствуют, что мечеть является местом сбора общины. Мечеть состоит из квадратного помещения (6,35 x 6,35), на который водружён центральный купол, а также айвана. Помещение расширено при помощи арок. Строение айвана и боковые стены отчётливо обозначают фасадную композицию мечети. Купол мечети, высоко приподнятый над плоской кровлей, вместе со своим квадратным основанием издалека придают зданию ступенчатый вид.
АТА-ДАРВАЗА Эти ворота расположены в западной части Ичан-Калы, они считаются основными воротами для въезда в город. Во внутренней части ворот имелось 13 торговых рядов, крытый базар-чорсу. А с правой стороны от ворот размещалось медресе Мухаммед Аминхана (1855 г.), с левой стороны ханский дворец Арк (Куня- арк).
ВОРОТА БАГЧА ДАРВАЗА Северные ворота Ичан-Кала это симметричное сооружение в крепостной стене, разделенное на комнаты. Южная сторона, обращенная на Ичан-Кала, менее впечатляющая. В отличие от Таш-Дарваза, лестницы ведущие вверх, выступают из южных углов башен и расположены по их бокам, глубоко внутри стены Ичан-Кала. Размер: по плану: 18,0х16,0 м; высота – 8,5 м.
ВОРОТА ПАЛВАН ДАРВАЗА Одним из самых оживленных мест средневековой Хивы являлась площадь у Палван Дарваза – восточных ворот хивинской цитадели Ичан-Кала. Здесь еще в XVII веке были построены бани Анушахана и одноэтажное здание медресе Ходжамберды-бия. Цепь построек ансамбля у Палван Дарваза также составляют медресе Аллакули-хана, тим (торговый купол), караван-сарай, а с другой стороны площади – медресе Кутлуг-Мурад-инака и дворец Таш-хаули.
ВОРОТА ТАШ ДАРВАЗА Ворота Таш Дарвaза - южные ворота Ичан-Кала, построенные в 30-40 гг. 19 века во время правления Алла-Кули-хана. Это шестикамерное сооружение с двухкупольным проездом по центральной оси. По сторонам от проезда расположены четыре купольных помещения для таможни и караула. Ворота использовались караванами, приходившими с Каспийского моря. Южный главный фасад имеет две массивные башни. Размер: по плану – 9,7х17 м; высота – 9,3 м.
БАСТИОН АКШИХ БОБО Над старинной хивинской цитаделью Куня-Арк, на крепостной глинобитной стене, укрепленной полубашнями, возвышается двухъярусная терраса – айван, известный под поэтическим названием «Акши-бобо», что означает «влюбленный старец». Иногда это странное сооружение называют «Акших бобо» – «Белый шейх». Сейчас трудно сказать, что послужило основой для названия. Так и кажется, что там высоко, за зубчаткой стен, скрывается отшельник, удалившийся от мира. Однако очевидно, что этот домик, возведенный на башне, «чардара кешк», как называют такие строения в Хорезме, предназначался для дозорной службы и служил бастионом. Вблизи бастиона Акши-бобо расположен дворец Курныш-хана, возведенный в 1806 году. Эта резиденция правителя была предназначена для официальных приемов. Традиционная восточная архитектура и убранство многочисленных дворцовых помещений, украшенных великолепными майоликовыми ковровыми узорами, привлекают сюда туристов со всего света. Роскошь ханского дворца и архитектурный аскетизм Акши-бобо, возвышающегося над ним, спорят между собой, и, в то же время, дополняют друг друга, напоминая сюжет старой узбекской сказки о всемогущем падишахе и бедном дервише.
ДВОРЕЦ НУРУЛЛАБАЙ Хивинские ханы за период с ХVI по ХХ век, построив довольно большое количество дворцов, как бы стремились донести через них до своих потомков своё могущество и богатство и доказать, на что они способны в области зодчества. Дворец Нуруллабай, находящийся во внешнем городе Хивы Дишан-кале своим великолепием, привлекательностью, красотой и очаровательностью отличается от других дворцов, построенных ханами в различные периоды.
КОЛОДЕЦ ХЕЙВАК Хива - один из самых древних среднеазиатских городов, основанный в V столетии до н.э. О возникновении города и его названия ходит много народных легенд. Одно из сказаний утверждает, что город был основан сыном библейского Ноя - Симом. Предание гласит, что после всемирного потопа Сим, который бродил по пустыне, прилег отдохнуть и увидел во сне 300 пылающих ярким огнем факелов. Узрев в этом послании предзнаменование, Сим построил город в форме корабля, именно так, как были расположены факелы в вещем сне. После Сим выкопал колодец “Хейвак”, откуда и пошло название города - Хива. Существует и другое предание об истории происхождения города. На протяжении многих веков Великий шелковый путь проходил через Среднюю Азию, связывая Восток и Запад. Купцы останавливались в этой местности, чтобы передохнуть от долгого пути и набраться сил для его продолжения. Отведав вкусную прозрачную воду из источника, купцы восклицали от удовольствия “Хей вах!” - “О, как прекрасно!”. Местные жители так и назвали колодец - Хейвак. Позже и само селение, выстроенное вокруг колодца посреди бескрайней пустыни, прозвали Хива. Колодец Хейвак и по сей день бережно сохраняется старожилами в небольшом уютном дворике у северо-западной стены Ичан-Калы. Во время ремонта колодца были обнаружены остатки купольного строения, а также следы первоначальной древней кладки.
МАВЗОЛЕЙ УЧ ОВЛИЯ БОБО Мавзолей расположен рядом с западными стенами Таш Хаули, он сооружен в память о трех святых. Громадный зал мавзолея покрыт куполом с ячеечным сводом. В мавзолее много захоронений. Самая ранняя дата – 1561 год, это можно увидеть на панели резной двери. Имя мастера также написано на резной входной двери – Абдулла Ибн Саид. Судя по надписям, мавзолей был отреставрирован в 1821-1822 г.г. В начале 80-х годов 20 века входной портал был поврежден сильным дождем, кроме этого, были сильно испорчены колоны айвана мечети. После реставрации и реконструкции прилежащей территории, мавзолей стал часто посещаемым местом.
МАВЗОЛЕЙ ЮНУСА-ХАНА Мавзолей Юнуса-хана - мавзолей в Хиве, расположенный южнее Медресе Ходжа Марама. Это мавзолей с двухкуполным порталом и усыпальницей. Две комнаты покрыты конусными куполами. Юнус-хан был одним из предшественников династии Хорезм-хана. Он был похоронен в одной из комнат. До сих пор неизвестно, кто похоронен во втором склепе.
МЕДРЕСЕ ХОДЖАМБЕРДЫБИЯ Оно было возведено в 1688 году в Ичан-Кала рядом с восточными воротами Палван-Дарваза, перед медресе Алла-Кули-хана. В 1834 году Аллакули-хан построил новую большую мечеть, а существующую частично разрушил и перестроил. В результате, образовались два маленьких двора, отделенные друг от друга, и медресе получило название – Хурджум, потому что было схоже с кожаной переметной сумой, хурджум. В медресе есть 16 худжр и купольная квадратная комната – дарсхона. Входные двери украшены резьбой по дереву.
МЕДРЕСЕ АБДУРАСУЛБАЯ Здание медресе примыкает к юго-восточному углу мечети Яр Мухаммад Девон. Оно было построено на деньги Абдурасулбая, племянника Мухаммад Нияз Мирзабаши (Камил Хорезми), великого поэта, композитора и переводчика. Вход расположен между двумя дворами, состоит из двух связанных купольных секций со стороной, выходящей во двор медресе. Две дочери Абдурасулбая похоронены в двух худжрах.
МЕДРЕСЕ АМИР-ТУРА Медресе расположено в северной части Ичан-Кала, на улице Ташпулатова. Оно было построено Амир Тура – сыном Мухаммад Рахимхана I, братом Саид Мухаммад Рахимхана II в 1870 году. Амир Тура занимал высокий пост – Амирул-Уламо, то есть глава Уламо. Здание медресе большое, двухэтажное с фасадной стороны и одноэтажное со стороны двора. Фасад этого медресе не был украшен, так как в эти годы русские войска вторглись в Хиву. Здание было отреставрировано в 1983 году.
МЕДРЕСЕ АРАБ МУХАММАД-ХАН Медресе расположено к западу от медресе Мухаммад-Амин-инак. Первоначально здесь было маленькое медресе каркасного типа, построенное известной хивинской женщиной. Араб Мухаммад-хан купил у нее это медресе вместе с соседними землями и в 1616 году построил новое одноэтажное медресе из жженого кирпича, в честь того, что Хива стала столицей Хорезма вместо Куня-Ургенча. В 1838 году, когда здание стало ветхим, в период правления Алла-кули-хана, оно было перестроено в соответствии со стандартами, типичными для поздних медресе Хивы. В настоящее время это симметричное двухэтажное здание со строгим порталом и цилиндрическими башнями по углам.
МЕДРЕСЕ АТАЖАНБАЙ Медресе расположено между Медресе Мазари Шариф и русской школой. Построено в 1884 году преуспевающим хивинским землевладельцем Атажанбаем. Если смотреть сверху очертания медресе выглядят как четырёхугольник, вытянутый в поперечном направлении от востока к западу, асимметричный по отношению к входу в южной стене. Рядом с северо-западной стеной расположено медресе Мазари Шариф, а между ними есть внутренний коридор. Эти два медресе выглядят как один комплекс.
МЕДРЕСЕ ДОСТ АЛЯМА Медресе было построено на деньги Дост Аляма, который был юристом при дворе Хивинского хана Мухаммад Рахимхана II. Обычно юристы и адвокаты учились в медресе. Это маленькое одноэтажное здание и, если смотреть сверху, выглядит как прямоугольник с угловыми башнями. Контролировал постройку Худайберген Хаджи, а Колондар Кочим был мастером. В настоящее время в медресе располагается магазин резных изделий из дерева. По соседству можно видеть памятники средневекового зодчества.
МЕДРЕСЕ И МИНАРЕТ БИКАНЖАН-БИКА Культовый комплекс в составе медресе, мечети и минарета образовался на древней территории рядом с мавзолеем почитаемого в народе Шокаландар баба, входящего в состав комплекса. Шокаландар баба по преданию был шахом, и бросив шахство стал странствущим дервишем (каландаром). Придя в Хиву вместе с двумя дервишами, он остался здесь жить. После смерти Шокаландар баба, ученики воздвигли над его могилой мавзолей, который превратился в почитаемое место. По историческим сведениям мавзолей был построен в ХVI веке. В 1894 году возле мавзолея были построены медресе, мечеть и минарет. В устных преданиях старожилов известно имя мастера уста Абула, строившего здания комплекса. Минарет расположен в четырех метрах от портала, почти по центру главного фасада. Площадка к западу от него, перед мечетью, занята пристройкой с плоским балочным перекрытием, служившей молитвенным залом не только для студентов медресе, но и для обитателей соседнего квартала. Ствол минарета резко сокращается по диаметру, составляя у вершины примерно треть диаметра основания. Ствол минарета облицован шлифованным кирпичом и расчленен несколькими декоративными поясами в виде ромбиков парной кладки с “бантиками”. Минарет увенчан трёхрядной кирпичной “шарафой”. Градостроительно этот минарет открывает собою серию минаретов, расставленных по главной улице старинной Хивы, идущей с запада на восток. Мавзолей Шокаландар-баба первоначально был трех камерным, с зиярат-ханой и двумя усыпальницами за ней. Ныне сохранилась только зиярат-хана в виде купольного здания с выступающим порталом.
МЕДРЕСЕ И МИНАРЕТ ИСЛАМ ХОДЖА Медресе состоит из 42 худжр, в которых учились и проживали 50 студентов, передняя часть медресе выстроена в 2 этажа. Справа от входа в вестибюль расположено просторное помещение зимней купольной мечети. Внешнее строение и украшение главного фасада медресе, связанного с минаретом по архитектурному замыслу не отличается от других медресе Хивы. Боковые крылья портала оформлены рядом двухэтажных арок и угловых башен-гульдаста. Верхние части арок украшены отдельными узорами в виде кантов и глазурованными плитками. Небольшой двор медресе окружён одноэтажными кельями для студентов. На стенах двора нет никаких украшений. С задней стороны запортальной части над худжрами первого этажа выстроен одноколонный айван. Как уже указывалось, самым большим в медресе является помещение купольной мечети, которое занимает всю юго-западную сторону медресе. Интерьер мечети выполнен в характерном для творчества хивинских мастеров типе большекупольного помещения. На южной внутренней части стены мечети под арочное пространство и михраб мечети украшены майоликовыми плитками с узорами и резными ганчевым орнаментом, создающими прекрасную картину. Минарет Ислам Ходжа, находящийся рядом с медресе был выстроен одновременно с ним. Высота минарета 56 метров, диаметр окружности нижней части 9,5 метров. При строительстве минарета были использованы архитектурные приёмы и методы мастеров зодчих прошлых веков. Верхняя часть минарета утончаясь к верху, завершается изящным карнизом и купольным фонарём с навершием в виде полумесяца. Поверхность фонаря украшена окантовкой, набранной из керамических кирпичиков разных форм. Пространство между ними заполнено майоликовыми плитками разных расцветок. Фонарь и карниз украшены глазурованными майоликовыми кирпичиками зелёно-голубых, светло-синих (голубых) и белых тонов. По этой причине верхняя часть минарета особо выделяется на фоне яркого неба. Глазурованные красочные кирпичики представлены в виде узорной, ленты опоясывающей конусовидный корпус минарета по окружности в нескольких местах. Принимая во внимание эти особенности минарета, местные старожилы утверждают что, - “На минарете Ходжа представлены украшения четырёх времён года и двенадцати месяцев”. В простых и конкретных формах минарета можно заметить новые приёмы возведения сооружений, привходящих в архитектуру Хивы. Характерные для архитектуры Хивы того времени новые строительные формы нашли своё отражение во вновь построенных зданиях нового типа – почты, телеграфа, новометодной школы и больницы. Мастера наряду с использованием приёмов древних конструкций и украшений, применяли кладку кирпичей по-русски, новые формы арок и перекрытий в строительстве этих зданий.
МЕДРЕСЕ МУХАММАД АМИН-ХАНА В ханский период в городе Хиве действовало 64 медресе, самым крупным и красивым из них считалось медресе, построенное хивинским ханом Мухаммед Амином, которое хорошо сохранилось до настоящего времени. Медресе расположено в западной части Ичан-калы, с правой стороны при входе с главных ворот Ата-дарваза. Это архитектурное сооружение построено большим и роскошным в соответствии с своеобразными приёмами строительного мастерства своего периода. Медресе сложено из жжёного кирпича, толщина его стен достигает 1,5 метров. Медресе выстроено в 2 два этажа, состоит из 130 келий (худжр), в которых согласно историческим документам одновременно проживало и получало образование 260 студентов. Медресе Мухаммед Аминхана в 1979 году было отреставрировано и приспособлено под гостиницу для приезжих туристов. В настоящее время сюда приезжают туристы со всех уголков СНГ и из-за зарубежа.
МЕДРЕСЕ И МИНАРЕТ ПАЛВАН КАРИ Медресе расположено на пересечении улиц Палван Кари и Кариева. Было построено богатым хивинским купцом Палван Кари, одним из доверенных лиц Мухаммад Рахим-хана II. Он играл значительную роль в налаживании торговых отношений с Россией, Бухарой и Турцией. На прибыль от торговли Палван Кари решил построить этот комплекс. Медресе состоит из 17 худжр, летней и зимней мечетей и высокого минарета. Декоративные элементы сконцентрированы только у главного фасада. Верх портала выложен орнаментом из зеленых плиток, а угловые башни украшены маленькими зелеными куполами. Минарет находится в восточной части Дишан-Калы, рядом с комплексом Сейид-бия, включающего в себя мечеть, минарет и двухэтажное медресе. Сооружение представляет интерес, прежде всего тем, что разительно отличается от традиционного типа хивинских минаретов, значительно сужающихся к верху. Минарет Палван-Кари – редкий тип абсолютно прямого, цилиндрического минарета. Трудно сказать, что послужило поводом для такой архитектуры. Возможно новые веяния, ведь он сооружен в конце XIX, начале XX вв. Примечательно, что и декор минарета тоже необычен. Такая скромность в отделке не характерна для восточного зодчества. Все его украшение - пояса фигурной кладки из кирпича, орнаментированные зеленой глазурированной плиткой в виде «бантиков».
МЕДРЕСЕ И МИНАРЕТ СЕЙИД НИЯЗ ШАЛЫКАРБАЙ Строение было построено богатым хивинским купцом Сейид Нияз Шалыкарбаем в 1842 году. Внучка Сейид Нияз Шалыкарбая Пашша ана (бабушка) рассказывая о своём деде со слов своего отца Худайберген ата (дедушка) вспоминает следующее:- “Нашего деда Сейид Нияза Шалыкара называли белильщиком шалы (дапмачи) шалы. Его отец был богатым купцом, после его смерти всё богатство перешло по наследству к Сейид Ниязу. Строительство мечети приходится на время правления хивинского хана Аллакули. Требования, поставленные перед зодчим при строительстве мечети были следующими:- это должно быть крытое помещение, куда должно вмещаться много людей, на внутренней стороне двора должны быть прохладные места для отдыха мусульман (в жаркое время года). Именно такие условия ныне имеются в комплексе мечети Сейид Шалыкарбая. Общий комплекс Сейид Шалыкарбая состоит из собственно мечети (зимней и летней), двухэтажного медресе, минарета и двух дворов. Зимняя мечеть представляет собой монументальное сооружение с девятью куполами, опирающимися на четыре массивные колонны. С трёх сторон зимней мечети имеются три двери, основной вход в мечеть с двери, установленной в стене айвана с северной стороны. В айване летней мечети имеются три деревянных колонн, на которых отображены самые лучшие традиции хивинской резьбы по дереву. На колоннах айвана среди узорных витков написана арабским шрифтом дата хиджры 1212 (1797) год. Айван летней мечети по традиции обращён на север.На стенах айвана летней мечети резьбой по ганчу выполнены узорные фигурные панно. С северо-восточной стороны мечети пристроено медресе. Медресе двухэтажное, на его первом этаже имеется пять худжр, а на втором шесть. Минарет возвышающийся к верху в виде вертикального конуса, даёт нам представление об основных приёмах градостроительного искусства Хивы. Он расположен слева от центрального входа в мечеть, очень своеобразен и миниатюрен, богат хивинскими узорами. В верхней части минарета под узором “шарафа” карниза исполнена арочная мезана. На верхнюю часть минарета, которой виден со всех точек города, ведёт спиралевидная лестница, находящаяся внутри него. Высота минарета 24 метра, диаметр его основания 4,5 метров. В настоящее время мечеть осуществляет деятельность в виде соборной (Джами) мечети Хивы и района. Здесь также размещается отделение Духовного управления мусульман Узбекистана.
МЕДРЕСЕ КАЗИ-КАЛЯН Медресе Кази-калян построено в 1905 году главным судьёй (кази-калян) Хивы Салимом ахуном. Облик медресе и его размеры небольшие, и не отличаются от других современных ему медресе. Но принцип обучения в этом медресе в своё время различался от других духовных учебных заведений. Здесь наряду с другими духовными науками изучали правоведение, давались знания, касающиеся норм и положений взимания различных налогов и сборов (закят), то есть юр В настоящее время в помещениях медресе размещается экспозиция музея истории “Музыкального искусства Хорезма”. Экспозиционная площадь 125кв.м. Всего в экспозиции выставлены 352 предмета, отражающие историю развития музыки в Хорезме с древнейших времен до наших дней. Посетители по желанию могут прослушать здесь мелодии древних хорезмских макомов. Общие размеры медресе 32,5х23,4 м.идические знания.
МЕДРЕСЕ МАЗАРИ ШАРИФ У Рахимкулихана был сын по имени Иса тюря, он некоторое время был хокимом города Ташауза (город на территории Туркмении) и построил вблизи мавзолея Пахлавана Махмуда медресе на своё имя, называемое “Мазари Шериф”(“Могила Благородных”). Об этом внароде имеется такое предание. Говорят, что Иса тюря совершая паломничество в Мекку, заболел в городе Стамбуле, тогда его усадили в кажава (вид носилок для переноски правителей и знатных лиц двора) и в таком виде повезли в хадж и привезли обратно. По возвращении в Хиву, он рассказал о случившемся хану. Мухаммед Рахимхан Сани (Феруз), сидевший в то время на ханском престоле сказал Иса тюря, что -“совершая паломничество нужно претерпеть трудности пути”. Прошло некоторое время, Иса тюря следуя совету хана хорошо подготовившись, снова собрался в паломничество (хадж) в Мекку. Возвращаясь с хаджа Иса тюря снова заболел, но уже в городе Мазари Шериф (город на территории Северного Афганистана). Приехав после выздоровления в Хиву, царевич построил в честь этого города для своей родни маленькое медресе, называемое “Мазари Шериф”.
МЕДРЕСЕ МАТПАНАБАЙ Медресе расположено к северу от мечети Джума. Это медресе построено одним из богатых купцов ханства Матпанабаем в 1905 году. Строительство медресе осуществляли главные мастера Хивы Худайберген хаджи и Каландар Кочум. Портал медресе обращён лицевой частью на восток и с южной стороны устроен коридор для входа в медресе. В медресе имеется более десяти худжр для студентов, дарсхана, а в южной части купольная мечеть. Потомки Матпанабая проживают в городе Ташаузе Туркменистана. В 2001 году в помещениях медресе была открыта экспозиция, музея истории “Авесты”, посвящённая 2700 летию со времени создания этой знаменитой книги древних хорезмийцев.
МЕДРЕСЕ МУСА ТУРА Медресе расположено в центре Ичан-Кала, следом за медресе Юсуф Ясулбаши. Оно было построено в 1841 году Муса Турой, сыном Рахманкули Инака, который был внуком Мухаммад Рахим-хана I и племянником Алла-Кули-хана. К именам потомков ханской династии прибавлялось слово Тура. В 1855 году Муса Тура был убит в бою с Туркменскими ёмудами и похоронен в медресе. Медресе имеет форму трапеции, если смотреть на него сверху. Медресе состоит из двух дворов, двухкупольного вестибюля, худжр, мечети и дарсханы. Здание отреставрировано и сейчас используется как магазин изделий народных умельцев.
МЕДРЕСЕ МУХАММАД АМИН ИНАКА Медресе построено в 1785 году Мухаммед Амином инаком, заложившим начало родословной кунгратских ханов. По преданиям, в одной из помещений медресе имеется захоронение самого Мухаммед Амина инака или его младшего сына Кутлуг Мурад бала хана. В 1935 году некоторые памятники старины в Хиве пришли в разрушенное состояние, по рассказу старожилов, работавших в тот период по реставрации памятников, внутри медресе были обнаружены две могилы. Напротив этого медресе в 1799 году было построено медресе Фазылбия, обращённое центральным фасадом к медресе Мухаммед Амин инака, составившее в комплексе с ним тип кош-медресе, традиционный на Востоке. (Фазылбий в период властвования Мухаммед Амин инака занимал должность Амир аль-умаро – главнокомандующего войсками Хивинского ханства, его годовое жалованье равнялось 500 тилля – золотых монет. Здание медресе разрушено в 1945 – 1955 годах. Медресе Мухаммед Амин инака было реставрировано в конце 1980 годов, его интерьер после перекрытия двора с приспособлением под Дом бракосочетания горожан Хивы, был красочно оформлен хивинскими ганчевыми узорами. Внутренний вид здания великолепен и неповторим.
МЕДРЕСЕ МУХАММАД РАХИМ-ХАНА Медресе, расположенное напротив ворот Куня-арка было построено по указу Сейид Мухаммед Рахимхана II в 1871 году. Своими широкими размерами, величавостью оно отличается от других медресе Хивы. Одноэтажные кельи, выстроеннные ещё задолго до строительства медресе образуют перед основным фасадом медресе маленький дворик. Со стороны площади к худжрам примыкают торговые ряды с высокими айванами. По величине размеров площади медресе занимает одно из первых мест в Хиве. В медресе имеются помещения летней и зимней мечети, аудитории (дарсхана), а также библиотека и жилые худжры для студентов и преподавателей. Общее архитектурное построение медресе немного отличается от общепринятых норм. Чувствуется какая то сверхъестественность вида, выраженная в больших объёмах здания. Двор медресе окружают 76 одноэтажных келий, рассчитанных на 152 студентов. С наружной стороны крыши худжр ограничены препятствием в виде невысокой стены (парапета), которая примыкает к двухэтажному центральному фасаду медресе. По обеим бокам стройного портала расположена пятиарочная галерея. Вестибюльная группа состоит из восьми куполов – это самое большое количество в среднеазиатском медресе. Внутренний план здания также различается от других медресе. Узорные украшения, выложенные из глазурованных кирпичиков на лицевой части стен, повторяют обычные формы. У посетителя строение двора оставляет другое впечатление. Ряд одноэтажных худжр двора, высокие декоративные порталы, наружная глухая стена, вместе с красивыми башенками-гульдаста по углам являют собой замечательную картину.
МЕДРЕСЕ МУХАММЕД РАСУЛ МИРЗАБАШИ Мухаммед Расул Мирзабаши построил своё медресе напротив торцевой части карихана, расположенной к юго-западу от мавзолея Пахлавана Махмуда. Медресе построено в обычной традиционной форме, без никаких украшений, невысокий портал его обращён лицевым фасадом на север. Из-за небольших размеров и скромного вида его здание, в литературе, включено в ряд сооружений, входящих в состав комплекса мавзолея Пахлавана Махмуда. Медресе просто по строению, трапециевидной формы. Входной вестибюль медресе состоит из одной комнаты. Вход во внутрений двор медресе через проём в форме прямого четырёхугольника. В помещении, расположенном слева при входе находится могила (видимо с захоронением Мухаммед Расула Мирзо). Всего в медресе имеются три кельи разных размеров. В юго-западном углу двора расположена маленькая мечеть в виде четырёхугольника. В настоящее время здесь выстроен новый айван.
МЕДРЕСЕ ТАЛИБ МАХДУМА Медресе было построено писцом (мирза) и близким лицом хана Хивы Мухаммед Рахимхана II и его визиря Ислам Ходжи Талиб махдумом в 1910 году на территории, примыкающей с севера к медресе Ислам Ходжа. “Махдум” (в переводе с арабского языка означает – человек которому служат) – лакаб (прозвание), которое даётся пирам (духовным наставникам) и устазам(учителям). В медресе Талиб махсума в основном готовили писцов-каллиграфов, кроме этого здесь изучали также и светские науки. Здание медресе было построено хивинскими мастерами Худайбергеном хаджи и Каландар Кочумом. По своему строению медресе имеет форму прямого четырёхугольника (18,8 x 16,55 м), вокруг двора медресе такой же формы расположены одноэтажные худжры. На верхней части невысокого портала в два ряда выложены глазурованные кирпичики зелёных тонов. Через маленький купольный мионсарай (дарвазахана) имеется проход во двор. Дарсхана (аудитория) и мечеть расположены по обеим сторонам мионсарая. В помещения, находящиеся в угловых частях двора (10,7 x 8,0 м) дверные проёмы не проделаны. Худжры окружающие двор медресе перекрыты сводами “балхи”, передняя часть худжр оформлена неглубокими арками. Вход в худжры через двери, установленные под этими арками. На портальной части медресе на узорной балке над дверью выведена дата строительства хиджры 1328 год (1910 г.). В медресе Талиб махсума в 1977 и 2006 годах проводились реставрационно-восстановительные работы.
МЕДРЕСЕ ХОДЖА МАРАМА Медресе Ходжа Марама расположено у западной стены мечети Джума и было построено в 1839 году одним из советников Алла-Кули-хана. Это небольшое, одноэтажное, асимметричное здание с выступающей учебной комнатой (дарсхона) у северо-восточного угла. По кольцу двора медресе расположены двенадцать худжр, есть зимняя и летняя мечети.
МЕДРЕСЕ ША-КАЛАНДАР-БОБО Комплекс Ша-Каландар-бобо состоит из одноэтажного медресе и минарета. Он был построен в конце 19 века у места захоронения шейха Каландар-бобо. Согласно легендам, Шакаландар Бобо или Шейх Каландар Бобо был суфий-шейхом и прибыл в Хиву в поисках веры вместе со своими двумя братьями, дервишами. Тут они и остались, не желая видимо расставаться с полюбившимся им городом. Город и народ, которого он учил суфизму, отблагодарил его, построив в его честь этот прекрасный Комплекс - мавзолей Ша-Каландар-бобо . Мавзолей Шакаландар Бобо построен в центре кладбища, носящего такое же название и расположен к юго-западу от медресе Биканжан Бика. Комплекс был отреставрирован в 1997 году, имеет однокупольный портал и усыпальницу. Здесь находился трехкамерный мавзолей 16 века с двумя усыпальницами, от него сохранилось поминальное купольное здание с порталом. По периметру двора медресе расположен ряж жилых худжр, купольные залы мечети и учебного класса. У портала главного фасада медресе расположен минарет высотой 18 м и диаметром у основания 6 м.
МЕДРЕСЕ ШЕРГАЗИХАНА Медресе построено перед комплексом мавзолея Пахлавана Махмуда, о его строительстве имеются несколько хронограмм (тарих), которые вырезаны на мраморных плитах и установлены на лицевой части портала медресе. Четверо надписей на мраморных плитах сохранились до настоящего времени в своём первоначальном виде. Из надписей на мраморных плитах, установленных около входной двери медресе, стихов на фарси, состоящих из 32 строк, мы узнаём, что Ширгазихан построил это медресе из цветника мира своим умом и щедростью, про земли, выделенные медресе в качестве вакуфа (с 10 000 танапов земли в селениях Шерабад, Хайрабад, Пирнаухаст, Палванбаба каждый год получали очень большой урожай пшеницы, риса и джугары), каково месячное жалование мутевелли, мударриса, имама, муэдзина, библиотекаря, фарраша (уборщика) и других живущих здесь студентов. В настоящее время в медресе действуют экспозиции, посвящённые жизни и творчеству великого поэта туркменского народа Махтумкули и известного поэта каракалпаков Аджинияза Косибай оглы. Экспозиции созданы в 1990 году. Автор тематико-экспозиционного плана Сатымов У. Всего на выставке выставлены 225 экспонатов. Последняя реэкспозиция проведена в 2012году. Полезная площадь под экспозицию выставки 125кв.м.
МЕДРЕСЕ ЮСУФ ЯСУЛБАШИ В древнем комплексе Ичан-Кала, к западу от мавзолея культового археологического памятника Пахлаван Махмуда, напротив медресе Муса расположено Медресе Юсуф Ясулбаши. Оно считается одним из культовых архитектурных памятников Ичан-Калы (внутреннего города). Медресе было названо в честь главы ханской полиции Юсуфа Ясулбаши, на деньги которого и было построено мастером Каландар Кочимом в 1906 г. В начале XX века, во время завоеваний Узбекских ханств Царской Россией, Юсуф Ясулбаши контролировал тюрьмы и отвечал за безопасность Хивинского хана. Он сопровождал секретные документы и руководил военными частями, состоящими из наемников кочующих племен. Канцелярия Ясулбаши была расположена на территории главного дворца хивинских ханов Таш-Хаули. Здание медресе Юсуф Ясулбаши имеет типичную для медресе форму прямоугольника, с не высокими башнями по углам. Выложено оно все кирпичной кладкой. Вход в медресе оформлен трехступенчатым порталом. Вестибюльная группа завершается купольной комнатой, ведущей во двор через арочный дверной проем. Окна и входы также оформлены аркой. В северо-восточном углу медресе имеется не большая купольная мечеть. В настоящий время на территории медресе расположен махаллинский комитет – организационный комитет граждан, живущих в данном районе, призванный оказывать поддержку населению.
МЕДРЕСЕ ЯККУБАЙ ХОДЖА Древний комплекс Хивы «Ичан-Кала» разместил в себе множество археологических памятников XIY-XX веков. Попадая сюда, можно ощутить связь разных времен и народов. Словно в сказке об Аладдине, на улицах этого древнего города, перетекая из одного в другой, расположились древние мавзолеи и медресе. Одним из таких археологических архитектурных памятников является Медресе Яккубай Ходжа, которое расположилось к западу от древнего культового Мавзолея Пахлаван Махмуда. Оно было возведено в 1873 году процветающим хивинским купцом Якуббай Ходжой. Если смотреть сверху, то медресе выглядит как прямоугольник, вытянутый вдоль западно-восточной продольной оси. Вестибюльная группа завершается традиционной для мусульманской архитектуры купольной комнатой, ведущей во двор через арочный дверной проем. В северо-восточном углу медресе есть маленькая купольная мечеть, выложенная из кирпичной кладки. Деревянные двери украшены богатыми изразцами хивинских мастеров.
МЕЧЕТЬ БАГБАНЛИ Мечеть Багбанли расположена в юго-восточной части Ичан-Кала. Согласно надписи в стихах на каменной пластине у входа, мечеть была построена в 1809 году (1224 г. хижра), здесь также указано и имя мастера Пахлаван-кули, который спроектировал здание. На дверях указано имя другого мастера - резчика по дереву – Руз Мухаммада, сына Адин Мухаммада, который делал резную дверь, ведущую в зарият-хана мавзолея Шейха Мухтар-Вали в кишлаке Астана Янгиарыкского района. Легенда гласит, что мечеть была построена на деньги, пожертвованные двумя братьями-садоводами. Мечеть прямоугольной формы, имеет двухколонный айван и купольное зимнее помещение. Резные деревянные колонны айвана представляют художественную ценность и напоминают орнамент колонн мечети Джума.
МЕЧЕТЬ МУРАД КУШБЕГИ Мечеть Хасан Мурад Кушбеги (имени начальника ханской охраны) была построена в конце XVIII-го века. Это небольшое сооружение четырехугольной формы, разделенное на жилые помещения. В северной его части имеется узкий двор, летний айван и зимняя мечеть. В северо-восточном углу стоит минарет, построенный внутри сооружения.
МЕЧЕТЬ ЯР МУХАММАД ДЕВОН (САИДАТА) Мечеть Яр Мухаммад Девон (Саидата) была построена в 18 веке. Она расположена позади мавзолея Саид Аллауддина, а с медресе Абдурасулбай граничит своей восточной стеной. В структурной композиции мечети сочетается купольный зал и высокий плоский айван. На плане мечеть выглядит, как смещенный прямоугольник две стороны его заостряются к западу; возможно, потому что позже были сделаны пристройки к основному сооружению кубической формы.
СТЕНЫ ИЧАН-КАЛЫ Городские стены – редкий пример средневекового укрепления, сохранившиеся до нашего времени. Город Хива был окружен двумя рядами стен – Ичан-Кала (внутренний город) и Дишан-Кала (внешний город). Стены Ичан-Кала были возведены между 5 и 4 веками до нашей эры, они выше уровня стен Дишан-Кала, возможно благодаря естественному рельефу (согласно легенде город был построен на песчаном холме). Городские стены построены из саманного кирпича (40х40х10 см) и в течение столетий несколько раз перестраивались. Стены Ичан-Кала 8-10 метров в высоту, 6-8 метров в ширину и 2250 метров в длину. Через каждые 30 метров есть круглые оборонительные башни, выступающие за пределы стен Ичан-Кала. По верху стен и башен идут зубчатые перила с узкими амбразурами, для отражения атак врагов во время осады. В системе оборонительных укреплений были рвы, наполненные водой; даже сейчас это можно заметить по рельефу в южной части, а на севере и западе асфальт закрыл древние рвы. Стены Дишан-Кала были построены Алла-Кули-ханом в 1842 году. Интересно откуда было взято так много глины для постройки стен. Исследования показали, что глина была добыта в двух километрах севернее от города, на территории, называемой Говук-куль; сейчас там есть большое озеро. И сегодня, как и прежде местная глина отличного качества используется современными гончарами. Легенда гласит, что когда пророк Мухаммед строил Медину, использовалась глина из этих мест, и озеро, появившееся позже, принято считать святым. Городские ворота также были частью защитной системы. Они имеют специальные приспособления, используемые стражей, охраняющей город: по обе стороны арочного проезда расположены «ударные» башни, а над воротами есть смотровая галерея. Проезд покрыт арочной крышей (Кой-Дарваза) или, если коридор очень длинный, несколькими куполами.
ТОРГОВЫЙ ДОМ И ПАВИЛЬОН ПАЛВАН-КАРИ Торговый дом расположен напротив восточных стен, построен в 1905 году хивинским купцом Палван Кари. Торговый дом Палван Кари специализировался на продаже тканей и парфюмерии с Российских рынков - Оренбурга, Астрахани и Нижнего Новгорода. К 1913 году, сеть услуг Торгового Дома расширилась; они стали торговать швейными машинами и ремонтировать их. Сейчас здание отреставрировано, в нем стационарная выставка «Хорезм за годы независимости». Всего выставлено в экспозиции 315 предметов. Выставка создана 2011 году к 20-летию независимости Узбекистана. Автор тематико-экспозиционного плана доктор исторических наук Худайбергенов К. На выставке выставлены фотографии развития культуры, быта, образования, спорта, сельского хозяйства и промышленности Хорезма за 20лет независимости. Здесь выставлены изделия народных мастеров Хорезма, медали и кубки, завоёванные спортсменами Хорезма на чемпионатах Азии и Республики. Полезная площадь 110 кв.м.