Сегодня святое место поклонения Шайхантаур включает в себя три старинных мавзолея: шейха Ховенди-ат Тахура, Кемдыргачбия, Юнуч-хана Магометанского. А еще в начале прошлого столетия они входили в состав огромного культуво-мемориального комплекса. Его величественный чартак (вход), построенный в конце 19 века ташкентским мастером усто Абдар-Рахимом выходил на улицу Ташкента (современный проспект А.Навои) и был ее главным украшением.
В величественный и живописный ансамбль из 16 архитектурных сооружений входили мавзолеи, мечети, медресе, минареты, здесь располагались два древних хауза, росли огромные 500-летние чинары и большой старый карагач, увешанный рогами баранов, козлов и разноцветными лоскутами. Здесь же располагалась аллея древних священных САУРОВ (хвойных деревьев местной породы) Искандера Зулькарнайна, военного Александра Македонского.
Он не был на территории нашего города, но легенда связывает его имя с историей Ташкента и рассказывает о том, что именно на месте Шайхантаура находился Источник Вечной жизни, воду которого будто-бы пробовал Александр Македонский, а выходя из подземелья, где находился чудесный источник, он пролил несколько капель волшебной воды, на месте которых и выросли САУРЫ. Сегодня одно из этих священных деревьев можно увидеть в мавзолее шейха Ховенди ат-Тахура. Оно до сих пор источает приятный аромат. Первое надгробное сооружение на могиле шейха после его кончины было возведено в середине 14 века. Во время пребывания в Ташкенте почтить память уважаемого суфия приезжал сюда сам Амир Тимур. В середине 15 века известным религиозным деятелем эпохи Темуридов Ходжой Ахраром Вали, который считал себя потомком прославленного шейха, был возведен мавзолей, с которого началась история Шейхантаура. Это место стало религиозным центром Ташкента. Шейх Ховенди ат-Тахур родился в конце 13 века в семье ходжей –потомков пророка Мухаммада в горном селении Богустан ( на берегу современного Чарвакского водохранилища). Его отец Омар Богустанский был учеником известного среднеазиатского суфия Халана Булгари. И именно от отца юный ат-Тахур получил первые знания. После многолетних странствий в поисках мудрости по всей Средней Азии он вернулся на Родину. Жил он и проповедовал в Ташкенте и остался в народной памяти мудрейшим из мудрейших. Перед смертью шейх Ховенди ат-Тахур завещал похоронить себя у святейшых окаменевших сауров Искандера Двурогого. Сегодняшний мавзолей шейха – это строение конца 18 – начала 19 веков, воздвигнутое по приказу тогдашнего правителя Ташкента Юнусходжи, на прежнем фундаменте с сохранением плана и основных архитектурных форм.
Рядом с мавзолеем Шейхантаура находится мавзолей Келдедыргачбия – самый древний из сохранившихся архитектурных памятников на территории Ташкента, который был построен в середине 15 века. Согласно легенде здесь был захоронен магометанский царевич из кипчаков по прозвищу «Калдыргач» - ласточка.
В середине 18 века здесь был погребен казахский бий из рода дулат, хан Большого жуза по имени Толибий, очень известный у себя на Родине. Мавзолей Калдыргач-бия резко отличается от других средневековых строений Ташкента. У него нет портала, увенчан он пирамидальным куполом, характерным для северо-туркестанской архитектурной школы. Исторически так сложилось, что в Ташкенте во 2-й половине 17-го – первой половине 18-го веков правили казахские ханы, сначала как наместники бухарского хана, а затем после завоевания джунгарами, как их наместники. Толибий был одним из влиятельных биев, который был сторонником создания единого централизованного казахского государства и способствовал разгрому джунгар. Очень много казахов приезжают на Шайхантаур, чтобы посетить именно мавзолей Калдыргач-бия и поклониться своему знаменитому предку Толибию. Третий мавзолей комплекса Шайхантаур расположен чуть дальше предыдущих и сейчас входит в территорию Государственого Исламского университета. Посвящен он Юнусхану Могометанскому, правителю Могометана, который был дедом прославленного воина и поэта Захриддина Бабура. Юнус-хану, несмотря на свое высокородное происхождение ( отец его принадлежал к роду Темуридов, а мать – чингизидов) пришлось пережить в жизни много трудностей и испытаний. Ему было всего тридцать лет, когда погиб его отец. В качестве знатного пленника – аманата он долгие годы провел при дворе правителя Тера Шахруха, сына Амира Темура. Шахрух определил его в ученики к знаменитому ученому того времени, автору теперь всемирно известной книги об Амире Темура «Зафар-наме» («книга побед») Шараф ад-дину Али Йезди. Здесь он приобрел такие глубокие знания, что по словам современников, сильно выделялся среди правителей Чагатыева улуса.
Только через 27 лет ему разрешили вернуться на Родину, где он проявил не только свою образованность и дипломатию, но и военный талант, он сумел вернуть себе Могометанский престол. А в результате раздора между сыновьями Темурида Абу-Саида при содействии Ходжи Ахрара Вали Юнус-хану был передан Ташкент. При сыне Юнус-хана Султан –Махмуд-хана Ташкент считался столицей Могометана, пока сюда не пришли ханы из династии Шейбанидов, которые завоевали Ташкент. Мавзолей Юнус –хана был построен его сыновьями в конце 15 века. Это один из самых древних и больших мавзолеев на территории Ташкента. Это разный в Средней Азии тип мавзолея –ханака Т –образного типа. На протяжении многих столетий он хранит свою тайну – в нем не было обнаружено захоронения Юнус-хана. Эта вековая тайна не разгадана до сих пор. Очень интересными оказались прекрасные резные двери мавзолея. Они оказались музыкальными. Между створками был встроен чанч-старинный музыкальный инструмент, благозвучная мелодия которого возникала, когда двери открывались. Кроме культовых сооружений на территории Шайхантаура среди буйной зелени над арыками и хаузами стояли беседки шишканы, чайхона, лавки –дуканы для продажи сладостей и лепешок, ошхона. Здесь проводились различные празднества, собрания, радения дервишей, шла бойкая торговля, устраивались перепелинные и петушинные бои, играли национальные оркестры, выступали скоморохи-маскарабозы, канатаходцы. И, конечно, особая аура Шайхантаура всегда привлекала сюда людей искусства. Красоты этого священного места вдохновляли их. Тут часто писали с натуры известные живописцы Александр Волков и Сергей Юдин. Картина Александра Волкова « Шайхантаур. Золотая песня» вся пронизана ярким солнечным светом. Наш земляк, друг Сергея Есенина, поэт Александр Ширяевец посвятил Шейхантауру несколько прекрасных ств Ташкент в 1921 году любил стихотворений. Сам Есенин в свой приезд любил посидеть в чайхане Шайхантаура и беседовать за пиалой ароматного чая, вдыхая пьянищий воздух Востока. Возможно, строки из его известных «Персидских мотивов»: «Сам чайханщик с круглыми плечами», который угощает поэта «красным чаем» родились в прославленной шейхантаурской чайхане Ахмади хана и посвящены ему. В 1925 году на Шейхантауре в медресе Ишанкула Дадхо начала работать первая киностудия Узбекистана, где снимались первые, еще немые, узбекские фильмы. Древний и седой Шейхантаур. Беспощадное время оставило нам от некогда огромного и величественного культового комплекса небольшой спокойный уголок в центре Ташкента. И что удивительно, несмотря на то, что он находится в таком шумном и многоголосом месте нашего города, здесь всегда тихо и торжественно. Это место уединения, умиротворения, размышляющий, посетив который Вы почувствуете себя обновленным, полным сил и энергии.