История одного из старейших в мире и наиболее важнейших исторических торговых дорог и его влияние на культуру Китая, центральной Азии и Западного мира.
Oliver Wild, 1992.
Введение
Регион, отделяющий Китай от Европы и Западной Азии, является не самым радушным в мире. Большая часть его, занятая пустыней Таклимакан, - это одно из самых враждебных природных мест на планете. Здесь очень мало растительности и почти нет дождей; очень часты песчаные бури, которые забрали жизнь бесчисленного множества людей. Местные жители очень уважительно относятся к этой «Земле смерти»; несколько путешественников прошлого не сказали о ней ничего хорошего. Эта земля покрывает обширную площадь, через которую проходят несколько дорог; в прошлом караваны обходили стороной эту область, переходя из одного оазиса в другой. Климат здесь суровый; летом дневная температура выше 400 градусов по Цельсию нередка в бассейне Турфана, расположенном ниже уровня моря. Зимой температура снижается до – 200. Температура повышается вместе с солнцем, но падает с наступлением сумерек. Песчаные бури здесь – обычное явление, опасность увеличивается вместе с ветром и в зависимости от природы поверхности земли. Не похожая на пустыню Гоби, в которой находится относительно большое число оазисов, и где воду можно найти не очень глубоко от поверхности, Таклимакан имеет редкие источники.
Земля, окружающая Таклимакан, очень враждебна. К северо-востоку лежит пустыня Гоби с почти таким же суровым климатом, как и в Таклимакане. В трех других направлениях находятся несколько высочайших вершин мира. На юге находятся горные цепи Гималаев, Каракорум и Кунлун, которые создают эффективный барьер, отделяющий Центральную Азию от полуострова Индостан. Всего лишь несколько ледяных перевалов пересекают эти цепи, а ведь они являются самыми труднопроходимыми в мире. Эти перевалы расположены выше 500 м над уровнем моря и являются опасно узкими, с крутыми обрывами в глубокие ущелья. К северу и западу лежат горные гряды Тянь Шаня и Памира и пересекающие их перевалы, хотя более зеленые и менее высокие, в прошлом доставлявшие немало проблем для путешественников. Приближаясь сюда с восточной стороны, наименее трудная часть пути проходит вдоль так называемого «Коридора Ганзу», относительно плодородного узкого участка земли, расположенного у подножия гор Килиан и отделяющего большое монгольское плато и пустыню Гоби от Тибетской возвышенности. Единственным путем для попавших сюда с запада или юга было - пересечь перевал.
Названный в середине 19 века немецким ученым Рихтгофеном, Великий шелковый путь, который известен как величайший торговый путь, соединявший Восток и Запад, впервые был пройден Дзанг Кианом, посланным на дипломатическую миссию в Западный регион Ханьской династии (206г до.н.э.- 220 г. н.э.), Великий шелковый путь был в свое время дорогой обмена информацие, служа не только для купли-продажи товаров, но также и для передачи знаний и идей между Востоком и Западом.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕЛИКИМ ШЕЛКОВЫМ ПУТЕМ
3000 г. до н.э.
|
В Китае впервые изготовлен шелк
|
1500 г. до н.э.
|
Полукочевые скотоводческие племена заселяют степи
|
500 г. до н.э.
|
Китайцы перенимают у кочевников их образ жизни, носят брюки и ездят верхом
|
551-479 гг.до н.э.
|
В Китае родился Конфуций
|
400 г. до н.э.
|
Распространение греческой культуры в Центральной Азии
|
300 г. до н.э.
|
Развитие и расширение Римского государства
|
|
Первое объединение Китая династией Кин в одно государство
|
|
Завершение строительства Великой Китайской Стены
|
|
Династия Хан свергает династию Кин, а затем еще больше укрепляет их обширную империю
|
|
Впервые в Китае изготовлена бумага
|
200 г. до н.э.
|
Хионгу (Хунны) набирают силу в Центральной Азии, а затем нападают на западные границы Китая
|
|
Жанг Киан путешествует по Западным Регионам и открывает путь на запад
|
100 г. до н.э.
|
Возникновение Римской империи
|
1 г.н.э.
|
Впервые шелк появляется в Риме
|
|
Начало распространения Буддизма из Индии в Центральную Азию
|
|
Хионгу управляют областью Тарим
|
|
Распространение Христианства
|
|
Генерал Бан Чао из династии Хан одерживает победу над Хионгу и устанавливает мир в Таримской области
|
|
Первая попытка достичь Рима из Китая заканчивается провалом
|
100 г.н.э.
|
Расцвет Римской империи
|
|
Первый представитель Рима прибывает в Китай
|
|
Буддизм достигает Китая
|
200 г.н.э.
|
Падение династии Хан и разделение Китая
|
300 г.н.э.
|
Начало распространения шелководства на запад по Шелковому Пути
|
|
Хионгу вторгаются в Китай, и Китай распадается на отдельные государства
|
500 г.н.э.
|
Начинается разведение тутового шелкопряда в Европе
|
|
Несторианское Христианство появляется в Китае
|
|
Династия Суи воссоединяет Китай
|
600 г.н.э.
|
Правление династии Танг в Китае
|
|
Вершина расцвета Шелкового Пути
|
|
Паломничество Хуан Занга в Индию
|
700 г.н.э.
|
Начинается падение династии Танг и, в связи с этим, Шелковый Путь начал приходить в упадок
|
800 г.н.э.
|
В Китае изготовлено первое фарфоровое изделие
|
|
Изобретение пороха в Китае
|
|
Китайцы начали пользоваться компасом
|
900 г.н.э.
|
Падение династии Танг
|
|
После краткого периода распада, династия Сонг вновь воссоединяет Китай
|
1100 г.н.э.
|
Китай разделяется на Северный Сунг и Южный Сунг
|
|
Чингиз Хан объединяет Монголию
|
|
В Италии начинается производство шелка и тканей
|
1200 г.н.э.
|
Кублай-Хан устанавливает в Китае династию Юан
|
|
Торговля по Шелковому Пути опять расцветает
|
|
Марко Поло достигает Востока
|
1300 г.н.э.
|
Третье направление Шелкового Пути - на север
|
|
Падение династии Юан и начало правления династии Минг
|
1400 г.н.э.
|
Китай закрывает границы для иностранцев
|
|
Из-за угрозы уйгурского вторжения, династия Минг значительно снижает торговлю по Шелковому Пути
|
1600 г.н.э.
|
Вторжение маньчжуров в центральные равнины Китая и установление династии Кинг
|
1700 г.н.э.
|
Распространение власти Маньчжуров на районы Алтая и Гоби
|
1800 г.н.э.
|
Немецкий ученый барон Фердинанд фон Рихтгофен впервые называет эту дорогу «Шелковым путем»
|
|
Маньчжуры захватывают Таримскую область, и династия Кинг начинает править в провинции Хинджанг
|
|
Раскопки потерянных городов вдоль прежнего Шелкового Пути
|
1900 г.н.э.
|
Китайская революция – падение китайских феодальных династий
|
|
Европейцы начинают путешествовать по Шелковому Пути
|
|
Китай и Пакистан построили Каракорумское шоссе из Исламабада в Кашгар
|
Рождение Великого шелкового пути
Великий шелковый путь возник во 2-ом столетии до н.э. не столько из торговых целей, сколько из военных и политических. Для того, чтобы найти союзников против повторного нападения на Кангюй, чиновник по имени Zhang Qian послал Han Wudi в Западные области. Однако, на пути к Западным Областям, Xiongnu захватил Zhang и держал его в течение десяти лет. Сбежав из плена Xiongnu, Zhang Qian продолжил свое путешествие к Средней Азии. В то время местные правители были удовлетворены своим статусом и отказались соединиться с Ханьской Империей, несмотря на то, что миссия потерпела неудачу в ее основной цели. Информация, которую Zhang Qian передал в Китай о Средней Азии, вызвала в людях желание обмениваться товарами, произведенными в их странах. Шелк, который был одобрен персами и римлянами, открыл торговлю вдоль Шелкового пути.
В то время как, когда Шелковый путь был установлен, шелк еще не был главным товаром. Ханьская династия получала очень немного прибыли от этого, пока римляне не стали настоящими фанатами шелка, от чего пошла большая прибыль. Римляне настолько полюбили шелк, что они даже обменивали шелк на золото по его весу. Во времена династии Танг тридцать процентов от всей торговли на Шелковом пути составляла торговля шелком.
Великий Шелковый путь всегда был под влиянием политических событий. Устойчивый торговый посланец мог гарантировать успешную торговлю на этой дороге, в то время как беспокойный повредил бы. Когда Zhang Qian открыл эту дорогу, династия Хань и империя Парфянского царства в Персии только достигли могущества, которое позволяло оказывать любую финансовую поддержку гладкому развитию этого маршрута.
Расцвет Великого шелкового пути
Падение династии Хань в начале 3-го столетия в одночасье заставило торговлю на Шелковом пути уменьшиться. Однако, расцвет династии Танг в 7-ом столетии восстановил эту торговлю и к середине 8-ого столетия маршрут достиг своего расцвета.
Многие причины послужили процветанию этого торгового пути. Основанная на распаде более ранних династий, династия Танг особое значение придавала внутренней стабильности и экономическому развитию государства. Было заключено множество взаимовыгодных политических соглашений с целью стимулирования и поощрения торговли между Востоком и Западом, приведших к расширению рынка и быстрому развитию торговли на этом пути.
В то же самое время, наряду с распространением различных религий в мировом диапазоне, все больше и больше миссионеров достигло Востока. С развитием Шелкового пути , служившим как информационное супершоссе, обмен идеями рос в большем масштабе , чем когда-либо прежде. В результате, династия Танг, к своему счастью, застала период расцвета Великого шелкового пути.
Спад Великого шелкового пути
Падение династии Танг в начале 10-ого столетия нанесло смертельный удар торговле на Шелковом Пути. Торговля на дороге резко уменьшалась вплоть до 13-го столетия, когда завоевания монголов положили начало периоду частых и расширенных контактов между Востоком и Западом. Возросшие контакты создали спрос на азиатские товары в Европе, тот спрос, который, в конечном счете, вдохновил поиск морского маршрута к Азии.
Открытие морского пути от Европы до Азии в конце 15-ого столетия снова нанесло разрушительный удар по торговле на Великом Шелковом пути. Много товаров и материалов, которые не могла передать Шелковая дорога, с меньшим риском преследования и меньшей стоимостью были переданы через морской маршрут. К тому же, к этому времени , персы освоили ремесло изготовления шелка, и импорт шелка с Востока был уменьшен.
С тех пор значение некогда преуспевающего Шелкового пути стало стремительно снижаться.. Шумные улицы, богатые города и крепкие крепостные валы теперь были обращены в обширные пустыни, и сегодня наше поколение может только проследить их богатую историю в сохранившихся до наших дней бесчисленных руинах. на прежних маршрутах Великого Шелкового пути.
Ранняя история регионов.
На западе и востоке континента развивались цивилизации Китая и западных государств. Западная оконечность торгового маршрута появилась и начала развиваться раньше, чем восточная, главным образом, вследствие развития государств на западе и восточных районах Персии и Сирии. Иранская империя управляла большей частью Среднего Востока, простираясь до Индийских государств на востоке. Торговля между двумя соседями уже началась, и это повлияло на культуру этих регионов.
Этот регион изменился благодаря Александру Великому, царю Македонии, который полностью завоевал Иранскую империю и колонизировал ее к 330 г.до н.э., внедрив там греческую культуру. Хотя он правил этим регионом только до 325 г.до н.э., греческое влияние оказалось довольно значительным. Был принят в обращение греческий язык, введена греческая мифология. Эстетика греческой скульптуры смешалась с идеями, которые развились в Индийских королевствах, и возникла отдельная школа искусств. К III в. до н.э. этот регион уже стал перекрестком Азии, местом, где встретились идеи Персии, Индии и Греции. Предполагают, что жители долины Хунза в Каракоруме – это прямые потомки армии Александра; на месте этой долины сейчас находится Каракорумское шоссе на пути из Пакистана в Кашгар, и это показывает, насколько близко к Таклимакану мог подойти Александр.
Этот регион, “перекресток”, который простирается от южной части Гиндукуша и до Каракорума, где сейчас расположены Афганистан и Пакистан, всегда был в сфере интересов соседних государств и неоднократно переходил к враждующим за владение сторонам После греков эти земли завоевывались племенами из Пальмиры, что в Сирии, а затем воинами Парфии. Эти народы были менее утонченными, чем греки, они переняли греческий язык и образовали свою собственную культуру, повлиявшую на скульптуру и искусство в этих государствах.
Почти следом за парфянами с северных границ Таклимакана пришли племена юечжей. Они были изгнаны со своей родной земли племенами Хионгу (которые позже стали хуннами (гуннами) и обратили свое внимание на Европу) и поселились в Северной Индии. Их потомками стали кушаны, и в первом веке н.э. они двинулись в этот регион, неся с собой буддизм. Подобно другим народам до них, они переняли многое из греческой культуры, которая существовала здесь. Синтезом этих культур стала Кандагандарская культура, по названию провинции Кандагар, которая в настоящее время находится в Пешаваре на северо-западе Пакистана. Это уникальная форма искусства, смесь греческого и буддистского искусств: многие из скульптур индийских богов сильно схожи с героем греческой мифологии Гераклом. Кушаны были первыми, кто представил Будду в человеческом обличии, так как до этого времени художники-скульпторы создавали его лишь в виде символа, например, в виде отпечатка стопы, ступы или древа просвещения.
Восточная оконечность пути развивалась достаточно медленно. В Китае времена Воюющих Государств завершились созданием государства Кин, которое объединилось благодаря приходу к власти династии Кин при правителе Кин Ши Хуанди. Жесткие реформы, введенные для того, чтобы заставить независимые государства объединиться, кажутся отвратительными сейчас, но унификация языка и стандартизация системы имела долгосрочный эффект. Столицей стал Чанган, который быстро превратился в большой город, сейчас это Хиан.
Племя Хионгу периодически нападало на северные границы во времена Воюющих Государств со все увеличивающейся частотой. Самые северные государства постарались отразить эти нападения строительством оборонительных стен для отражения действий захватчиков и предупреждения их приближения. При династии Кин, в связи с попыткой подчинить Хионгу, была предпринята кампания по объединению этих оборонительных стен. Так родилась Великая Стена. Когда в 206г. до н.э. династия Кин закончила свое существование, только через 15 лет единство Китая было сохранено Западной династией Хан, которая продолжила строительство Стены.
Во время одной из таких кампаний против Хионгу в период правления императора Вуди династия Хан узнала от некоторых из захваченных пленников, что племена Юэчжей направляются на запад. Было принято решение объединиться с ними и создать союз против Хионгу. Первая разумная операция в этом направлении была проведена в 138 г. до н.э. под предводительством Жанг Киана, вызвавшая большой интерес при дворе благодаря информации о неизвестных до настоящего времени западных государствах и о новой крупной породе лошадей, которая могла быть использована для кавалерии Хан. Путешествие, несомненно, было богато событиями, так как Хионгу захватили делегацию и держали в плену десять лет. После побега и дальнейшего путешествия Жанг Кианг обнаружил Юэчжей в Северной Индии. К несчастью для династии Хан, они потеряли всякий интерес к образованию союза против Хионгу. На обратном пути Жанг Кианг и его люди снова были захвачены в плен, и только в 125 г.до н.э. они возвратились в Чанган. Однако императора больше интересовало то, что они обнаружили, и в течение следующих лет было отправлено на запад немало экспедиций. После нескольких провалов большая экспедиция ухитрилась получить то, что называли “небесными лошадьми”, которые помогли преобразовать кавалерию Хан. Эти лошади были увековечены в искусстве того периода. Так один из лучших образцов в виде небольшой бронзовой статуэтки “летающей лошади” был обнаружен в Вувей в коридоре Гансу. Сейчас этот образ используется в эмблеме Китайской Международной Туристической компании. Достижения делегация династии Хан позволили ей продвинуться дальше на запад и достичь Персии. Они привезли множество предметов из этих регионов, в частности, некоторые религиозные артефакты Кандагаранской культуры и другие предметы искусства для императора. Посредством этого процесса была открыта дорога на Запад. Тем не менее, очевидно, что Жанг Киан являлся отцом Шелкового пути.
На Западе греческое государство было захвачено Римской империей. Даже на этой стадии небольшое количество китайских товаров, включая шелк, еще до Жанг Киана, ввозилось на Запад. Похоже, что это были индивидуальные торговцы, которые в поисках новых рынков и, несмотря на опасности или политическую ситуацию того времени, начали путешествовать.
Природа пути
Описание этого маршрута на запад как «Шелкового пути» - это что-то обманчивое.
Во-первых, это не единственная дорога, пересекающая Центральную Азию. Существовало несколько различных путей, проходящих через различные поселения в оазисах. Все дороги начинались из столицы в Чангане, направлялись в коридор Гансу и достигали Дунхуанга на краю Таклимакана. Затем северный маршрут пролегал через Юмен Гуан (перевал Нефритовые Ворота) и пересекал перешеек пустыни Гоби в Хами (Кумул) до следующих Тянь-Шаньских гор вокруг северных пределов Таклимакана. Он проходил через главные оазисы Турфан и Куга до прибытия в Кашгар у подножия Памира. Южная дорога отделялась в Дунхуанге, проходила через Янг Гуан, огибала южный край пустыни, через Миран, Хетьян (Хотан) и Шаш (Ярканд), в конце сворачивала на север, где опять встречалась с другой дорогой в Кашгар. Другие многочисленные маршруты использовались в меньшей степени; один путь отходил от южной дороги и направлялся через Восточный край Таклимакана в город Лоулан до соединения с Северным путем в Корла. Кашгар стал новым перекрестком Азии, отсюда дороги вновь разветвлялись, направляясь через Памир в Самарканд и на юг Каспийского моря, или на Юг через Каракорум в Индию. Еще один путь отходил от северного маршрута после Куги и направлялся через горную цепь Тянь Шань, в конце достигая побережья Каспийского моря через Ташкент.
Во-вторых, Шелковый путь – это не торговый путь, который существует только для торговли шелком, по нему перевозилось множество других товаров, начиная от золота и слоновой кости до экзотических животных и растений. Из всех дорогих товаров, перевозимых по этому Пути, шелк, возможно, был наиболее известным для людей западных стран. Часто думают, что римляне впервые познакомились с шелком в одном из своих походов против парфян в 53 г. до н.э. и поняли, что он не мог быть создан этими относительно простыми людьми. Предположительно, что они узнали от парфянских пленных, что шелк привезли с Востока от таинственных племен, которых они называли шелковыми людьми «серезами». Однако известно, что шелк и другие товары попадали в Европу и ранее, хотя и в малых количествах. Так римляне получили образцы этой новой материи, и она сразу же стала необычайно популярной в связи со своей текстурой и привлекательностью. Кроме того, они отправили своих агентов для сбора всей информации о маршрутах привоза с целью приобретения шелка по более низкой цене, чем это было установлено парфянами. В связи с этим, римляне видели Шелковый путь больше как путь для шелка, чем для привоза других товаров. Однако, название «Шелковый путь» пришло не от римлян. Это выражение появилось в XIX в. благодаря немецкому ученому фон Рихтгофену. Помимо шелка, по этому торговому пути перевозилось множество других дорогих товаров. Караваны, следовавшие в Китай, везли золото и другие драгоценные металлы, слоновую кость, драгоценные камни и стекло, которое до V в. не производилось в Китае. Обратно везлись меха, керамика, нефрит, изделия из бронзы, лак и железо. Многие из этих товаров обменивались на другие во время перевозки, и предметы переходили из рук в руки по несколько раз. Хотя их товары высоко ценились в обеих частях света, не существует исторических документов о римских ремесленниках, побывавших в Китае, ни китайских торговцев, побывавших в Риме. Очевидно, что это могло быть в интересах парфян и других посредников, которые извлекали выгоду при переходе товара из одних рук в другие.
Развитие Великого шелкового пути
Развитие этих Центральных азиатских торговых маршрутов вызвало некоторые проблемы для правителей династии Хань в Китае. Бандиты быстро узнавали о драгоценных товарах, идущих через Коридор Ганьсу, и рассматривали преимущества ландшафта с целью разграбления этих караванов. Караваны товаров нуждались в своих собственных силах обороны, и это были дополнительные расходы для торговцев, совершающих поездку. Маршрут, по которому двигались караваны в дальние территории империи Хань был небезопасен, что было большой проблемой. Это было частично преодолено строительством крепостей и оборонительных стен вдоль части маршрута - северной стороны коридора Ганьсу, с целью препятствия тому, чтобы Xiongnu вредил торговле; Тибетские бандиты от горы Qilian до юга были также проблемой. Остатки стены династии Хань могут все еще сохранились на протяжении до Юймыня Guan, вдали от начала Великой Стены в Jiayuguan. Однако, эти укрепления не были столь эффективными, как предполагалось, так как одновременно китайцы потеряли контроль над отрезками маршрута
Династия Хань настраивала местный орган власти в Wulei, недалеко от Kuqa на северной границе Taklimakan, чтобы «защитить» государства в этой области, которые в то время насчитывались приблизительно 50. Приблизительно в то же самое время, город Gaochang был построен в бассейне Turfan. Это развивалось в центр королевства Huihe; эти народы позже стали меньшинством «уйгур», которую составляют большую часть местного населения. Многие поселения были расположены вдоль пути, главным образом в областях оазиса, и получали прибыль от разовой торговли. Здесь также происходило взаимообогащение местной культуры и пришедших культур. Очень немного торговцев пересекали всю протяженность дороги; намного проще было продать свои товары немного подальше от дома, и затем вернуться с доходами. Товары поэтому имели тенденцию к медленному распространению через Азию, переходя от владельца владельцу многократно. Местные жители без сомнения действовали как гиды для караванов по самым опасным территориям на протяжении пути.
После западной династии Хань следующие династии привели больше государств под китайский контроль. Поселения возникали и исчезали, поскольку они переходили к другому владельцу или теряли свою значимость из-за изменения в маршрутах. Например, китайский гарнизонный город Loulan на краю озера Лобнор, был стратегически важен в третьем столетии н.э., но были оставлен, когда китайцы на время. потеряли контроль над маршрутом. Много поселений было похоронено под песками Takllmakan в период отказа, и уже не могли быть заселены повторно. Поселения отражали вид торговли, проходящей через область. Шелк, продвигающийся на Запад, часто добирался не далее чем та или иная область Средней Азии. В могильниках Астаны, где были похоронены дворяне Gaochang, были обнаружены образцы шелковых тканей из Китая, а также изделий, попавшие сюда из таких далеких мест Персия и Индия. Многое можно узнать об обычаях того времени, изучая предметы, найденных в этих могилах, а также из художественной работы того времени, которая была превосходно сохранена на стенах могильника благодаря чрезвычайно сухим условиям. Сами тела были также хорошо сохранены, что позволило научным исследованиям установить их происхождение.
Но самое существенное, что было привнесено благодаря этому пути, был не шелк, а религия. Буддизм пришел в Китай из Индии этим путем вдоль северной ветви маршрута. Первые миссионеры пришли сюда через Каракорум. Восточный император Хань Mingdi, как предполагают, послал представителя в Индию, чтобы узнать больше об этой странной вере. Миссия возвратилась, привезя с собой священные писания и священников из Индии. Вместе с этим прибыло влияние индийского субконтинента, включая буддийское искусств, образцы которого были найдены в нескольких могилах, датируемых началом второго столетия в современной области Сычуань. Это было значительно под влиянием Гималайского горного массива - эффективного барьера между Китаем и Индией. Из этого следует что в Китай буддизм проник из культуры Gandhara по берегу реки Инд, а не непосредственно из Индии. Буддизм достиг пастбищ Tibet, скорее, в более поздний период, не развиваясь полностью до седьмого столетия. На протяжении пути, прежде чем попасть в Китай, он изменялся под многими влияниями. Это очень ясно отражается на образцах художественном искусства. Обнаруженные в этом регионе наскальных рисунки, изображают людей с различными этническими фонами, не присущими центрально и восточно-азиатским народностям. Самый большой приток в Китай миссионеров- буддистов произошел в период правления Северной династии Wei в четвертом и пятом столетиях н.э. Это было время, когда Китай был разделен на несколько различных королевств, и у Северной династии Wei был свой капитал в Датуне (в настоящее время область Шаньси). Правители поощряли развитие буддизма и посылали различные миссии в Индию. Новая религия медленно распространялась в восточном направлении через оазисы, окружающие Taklimakan, поощряемая увеличивающимся числом торговцев, миссионеров и паломников. Многие из местных народов, включая Huihe, приняли буддизм как свою собственную религию. Faxian, паломник из Китая, делает детальную запись о религиозной жизни в Королевствах Khotan и Кашгара в 399 г. нашей эры. Он описывает строительство большого количества монастырей и большой буддистский фестиваль, проходивший во время его пребывания там. Приверженцы новой религии, вдохновленные идеями буддизма, строили монастыри, гроты и ступы. В крае Taklimakan находится несколько лучших в мире их образцов. Бесчисленные холмы пустыни, главным образом из песчаника, позволяли относительно легко вырыть здесь гроты. Не было также никакой нехватки материальных средств для работы. Они поступали зачастую от богатых торговцев, которые стремились призвать защиту высших сил или принести благодарность за безопасное пересечение пустыни. Подарки и пожертвования этого вида рассматривались как акт заслуги, которая могла бы позволить дарителю избежать возвращения в этот мир. На многих настенных фресках дарители изображены в момент приношения даров. Это объясняет, почему Mogao grottos содержат некоторые из лучших образцов буддийских художественных работ; Dunhuang - пункт самой трудной секции пересечения Taklimakan.
Возведение гротов было, главным образом, начато приблизительно в одном периоде с правлением Северной Династии Wei. Есть большая клочок пустыни в области Kuqa, лучшие примеры, являющиеся Kyzil гроты: так же есть группы близко к Gaochang, наибольшее существо Bezeklik гроты. Вероятно самые известные - Mogao grottos в Dunhuang, в восточном конце Taklimakan. Именно здесь самое большое число лучших из гротов. Благодаря большому количеству найденных здесь древних документов стало известно об их происхождении. Среди широкого диапазона найденных здесь предметов, вызывает особый интерес большое количество буддийских священных писаний на китайском, санскрите, тибетском, уйгурском и других языках, некоторые из которых все еще неизвестны. Из обнаруженных здесь же официальных документов и писем можно почерпнуть много сведений о системе правительства в то время.
Строительство гротов не было ограничено пустыней Taklimakan; есть большая группа в провинции Bamiyan в Гиндукуше, в современном Афганистане. Именно здесь до недавнего времени находилась вторая по величине (55 метров высотой) в мире скульптура Будды. Для археологов эти гроты - особенно ценные источники информации о Шелковом пути. Наряду с изображениями Buddhas и Boddhisatvas, есть сцены повседневной жизни людей в тот период. Сцены празднования и танца, изображенные на стенах гротов, дают понимание местной культуры и костюма. Влияния передвижения по Шелковому пути весьма ясны в соединении культур, которое появляется на этих фресках в различные времена.
ВЕЛИЧАЙШИЕ ГОДЫ
Большая важность Шелкового пути сохранялась и во времена правления династии Танг, отличавшихся относительной внутренней стабильностью в Китае после распада более ранних династий таких, как Хань. Отдельные государства, главным образом, ассимилировались, и угрозы от мародерствующих народов уменьшились.
Во время этого периода, в седьмом столетии, китайский путешественник Xuan Zhuang пересек область на своем пути, чтобы получить буддийские священные писания из Индии.
Он следовал за северной ветвью огибавшей Taklimakan в свой поездке в Индию, и южного маршрута во время своего возвращения; он детально описывал культуру и стиль буддизма на своем пути. По его возвращении в столицу государства династии Танг Changan ему разрешили построить «Великий Гусь Pagoda» в южной половине города, разместить более, чем 600 священных писаний, которые он привез из Индии. Китайцы до сих пор считают его великим человеком, принявшим участие в распространении буддизма в Китае, и его путешествия были запечатлены в художественных образах в популярных классических «Рассказах о поездке на Запад».
Искусство и цивилизация Шелкового пути достигли своего самого высокого уровня во времена Династии Танг. Changan, отправная точка маршрута и столица государства династии Танг, превратилась в один из наиболее крупных городов того периода. К 742г н.э. население его достигло почти двух миллионов, а сам город занимал территорию намного большую, чем площадь современного Сианя. Перепись населения 754 года н.э. показала, что в городе проживало пять тысяч иностранцев. Это были турки, иранцы, индусы, японцы, корейцы, малазийцы и представители других народностей со всего пути. Многие были миссионерами, торговцами или паломниками, но были и представители других ремесел. На базарах города можно было найти редкие растения, лекарства, специи и другие товары с Запада. Однако, несмотря на экзотический импорт, китайцы расценивали всех иностранцев как варваров. Подарки, преподносимые императорам иностранными правителями, рассматривались ими как дань от государства вассала.
Однако, после правления династии Танг объем торговли вдоль дороги снизился наряду со строительством гротов и искусством того времени. Период Пяти Династий не поддерживал внутреннюю стабильность династии Танг, и снова соседние государства начали разграбление караванов. Китай был частично объединен снова в период правления династии Сонг, но Шелковый Путь уже не был столь важен, как это было в период династии Тонг.
С точки зрения представителей далекого запада, Китай был все еще неизвестной территорией, и шелковое производство не было понято. От времени завоеваний Александра Великого было некоторое знание Индии, но не было никакого реального знания, или контакта с «Seres» приблизительно до 7-го столетие, когда информация начала проникать вдоль Пути. Это было в это время, когда в Азию проник Ислам и занавес Востоком и Западом вновь опустился. Торговые отношения скоро возобновились, однако, с мусульманами, играющими роль посредников. В это время исследовался морской маршрут к Китаю, и был открыт «Морской Маршрут Шелка», в конечном счете, занимая более важное место, чем сухопутный маршрут непосредственно, поскольку сухопутный маршрут стал менее выгодным.
Но заключительная встряска пришла от степей Монголии.
Монголы
Соперничество, которое возросло между мусульманским и христианским миром, нанесло ущерб торговле на Шелковом пути. Крестовые походы позволили христианам приблизиться к Средней Азии, но объединенная армия мусульман под предводительством Саладина отбросила их обратно. Во время 4го крестового похода войска католических христиан одержали победу над своими греческими врагами, с капитуляцией Константинополя (Стамбул). Однако не христиане окончательно разбили мусульманский мир, а монголы с Востока. Пока Европа и западная Азия были раздираемы религиозными разногласиями, у монголов представления о религиозной вере были довольно размыты.. Всего несколько тюркских племен, которые начали наступление на запад к Персии и Аравийскому полуострову, приняли ислам. Ислам распространился по Средней Азии, но так и не достиг тех племен, которые населяли обширные земли Монголии. Эти кочевые народы усовершенствовали искусство стрельбы из лука и искусство верховой езды. С целью расширить свое влияние, в 1206 году они выбрали лидера своих объединенных сил: он принял титул Великий хан. Под предводительством Чингисхана они стали быстро завоевывать огромный Азиатский регион. Бывшая столица Jiaohe, к востоку от Турфана была уничтожена монголами, когда они проходили через нее на Восток. Империя, которую они завоевали, обхватывала всю центральную Азию, от Китая до Персии, и простиралась далеко на Восток до самого Средиземноморья.
Эта монгольская империя сохраняла своё влияние и после смерти Чингисхана. Западная часть империи была поделена на основные 3 части, которые были отданы его потомкам как малые ханства, а восточная часть оставалась под предводительством Великого хана, титул этот унаследовал Кублай хан. Кублай завершил завоевание Китая, подчинив династию Сонг на севере страны и основал династию Юань.
Частичное объединение многих государств под руководством монгольской империи позволило разным культурам взаимодействовать между собой. Великий Шелковый путь стал значимым как путь, связывающий разные части империи, и торговля была возобновлена. Несмотря на то, что монголы были менее цивилизованными, они были более открыты к новым идеям. Кублай хан, в частности, признавался, что был толерантен ко многим религиям. Множество людей различных национальностей и убеждений приняло участие в торговле по всей Азии, и поселились в Китае. Наиболее популярной религией в Китае в те времена был даосизм, к которому монголы сначала были наиболее расположены. Тем не менее, с середины 13 века возросло влияние буддизма, и ранний ламаистский буддизм, пришедший из Тибета пользовался наибольшим успехом. И во времена правления династии Юань две религии долгое время мирно сосуществовали. Этот религиозный либерализм распространялся на всех; в этот период христианство впервые сделало свое движение вперед, вместе с первым основанием романо-католической церкви Пекине в 1307 году. Несторианская религия была довольно широко распространена в Китае; евреи и мусульмане так же жили в некоторых городах, хотя они и не призывали людей стать новообращенными
Это было в то время, когда европейцы впервые направились к земле «Seres». Первыми должно быть были францисканцы, которые доложили о своем посещении монгольского города Каракорум. Первыми европейцами, посетившими дворец Кублая, были североевропейские торговцы, прибывшие в 1261 году. Однако наиболее популярным посетителем был итальянец Марко Поло. Член купеческой семьи из Венеции, он был хорошим бизнесменом и проницательным наблюдателем. Начав в 1271 году в возрасте 17 лет, свое путешествие вместе с отцом и дядей, он пересек Персию, затем по северной дороге шелкового пути через Хотан, наконец, достиг дворца Кублай хана в Ханбалике ( в настоящее время территория Пекина) и летний дворец, больше известный как Ханаду. Он путешествовал по всему Китаю, перед тем как вернуться в Италию на корабле, посетив по пути о-в Суматра, Индию, о-в Хормоз и Константинополь.
Он описал образ жизни городах и маленьких королевствах, через которые проходил его путь, в особенности торговлю и свадебные обряды. Его классификация других народов основывалась на их религии и он смотрел на вещи глазами человека, находившегося под покровительством католической церкви; тем не менее, удивительно, что, не приняв идеи мусульманства, он относился с большей терпимостью к идолопоклонникам (буддистам и индусам). Он анализировал ресурсы городов и деревень в сфере производства; он быстро обследовал все возможные ресурсы еды и воды в пути, и оценивал продукты и мануфактурную технику тех мест, через которые они проходили. Его описания экзотических растений и животных были намного лучше, чем книги тех времен, они были абсолютно правильны, что по ним можно легко узнать тот или иной экземпляр. Казалось, он уделял малый интерес к истории тех регионов, через которые проходил, тем не менее, его описания военных компаний полны неточностей, хотя причиной этому могло быть множество вещей и дезинформация.
Вообще-то «Путешествия» не были написаны самим Марко Поло. После его возвращения на Запад в 1295 году он был взят как пленник в городе Генуя, когда служил во Вьетнамской армии. Пока он год сидел в тюрьме, он встретил крестьянина из Персии, известного как писатель романов и военнопленный. Крестьянин был, явно заинтересован возможностью написания романтической истории о приключениях путешественника Марко Поло. Необходимо напомнить, что книга была написана для развлечения, а не как исторический документ. Тем не менее, сотрудничество между ними, существовавшее при условии, что история не будет чересчур приукрашена крестьянином, дает интересную картину жизни на протяжении Великого Шелкового пути во времена Ханства. Некоторые истории, без сомнения, обязаны искусству писателя - романиста, другие- Марко Поло. Большинство материалов может быть подтверждено китайскими и персидскими источниками. В целом, книга временами захватывает внимание публики и дополняет известные сведения об азиатской географии, традициях и истории.
Упадок Великого Шелкового Пути.
Однако правление монгольской империи было довольно скоротечным. Раскол между разными ханствами произошел в 1262 году. Хотя, Восток был относительно прочным, особенно при Кублай хане, он также уступил возрождению китайского национализма. После нескольких небольших местных бунтов в первые декады 14 века, главным образом в южном Китае, династия Юань была окончательно свергнута династией Минг в 1366 году. С распадом монгольской империи, возрождением ислама и изоляционной политикой династии Минг, снова возникли барьеры между Западом и Востоком.
Несмотря на присутствие монголов, торговля на Великом Шелковом пути никогда больше не достигала тех высот, что были при правлении династии Танг. Распространение ислама, временно задержанное монголами, продолжилось, пока не превратилось в огромную силу на всей Средней Азии, окружая Таклимакан, как буддизм тысячелетие назад. Художественное искусство региона пострадало под посягательством ислама. В отличие от буддийских художников, сосредотачивающихся на изображении фигур и скульптурном творчестве, в исламской культуре изображение людей было запрещено. Эта разница привела к уничтожению многих подлинников искусства. В ходе исламизации многие гроты были разрушены, в основном в легко достигаемых районах, таких как Безеклик, около Турфана, где большинство человеческих лиц в сохранившихся фресках были выковыряны.
Гибель Великого Шелкового пути также обязана развитию шелкового морского пути. Было намного легче и безопаснее перевозить товары по воде, чем сухопутно. Корабли стали сильнее и надежнее, дорога проходила, обещая новые рынки в южной Азии. Сухопутные проблемы, связанные с наследственностью между различными людьми на дороге, и присутствие посредников, бравшие свою долю от товара, подтолкнули к этому шагу. Тем не менее, морская дорога страдала от дополнительных проблем, таких как, плохая погода и пираты. В начале 15 века, китайский мореплаватель Zhang He командовал семью большими морскими экспедициями в южную Азию и Индию, а также на Аравийский полуостров и восточное побережье Африки. Дипломатические отношения строились с несколькими странами вдоль этого пути, что повышало значимость торговли, которую китайские торговцы привезли в эту область. В конце концов, выбор дороги во многом зависел от политической обстановки того времени.
Вторжение пустынь в населенные земли сделали жизнь на окраинах Таклимакана и пустыни Гоби чрезвычайно тяжелой. Любое поселение, покинутое на время, было поглощено пустыней, и переселение в эти места становились в высшей степени тяжелым. Эти условия были подходящими только во времена мира.
Позиция поздних китайских династий была последним ударом по торговому пути. Изоляционная политика династии Минг не сделала ничего для поддержания торговли между Китаем и быстро развивающимся Западом. Эта позиция поддерживалась во времена династий Минг и Кинг, и начала изменяться только после того, как западные силы стали вторгаться в Китай в 19 веке. К началу 18 века, династия Кинг угнетала население Дзунгара и всего региона Таклимакан, формируя провинцию, известную в наше время, как Xingjian. Это возродило Китай в государство, существовавшее во времена династии Хань, с полным контролем над западными регионами, а также включая территорию Тибета и Монголию.
Однако, как торговля с Западом, так и движение по дороге, как и все вокруг, пришло в упадок, только хорошо оснащенные водой оазисы выжили. Гроты и другие места поклонения были надолго запущены, так как теперь местное население исповедовало новую религию, а старые города были еще глубже погребены в песках.
Шелковый Путь сегодня
После длительного периода забвения, не так давно вновь возникла необходимость в использовании Шелкового Пути.
Борьба людей с пустыней, самая большая проблема для путешественников прошлого, но, в конце концов, она зачастую завершается победой людей, отбирающих свою землю у пустыни. Имеется некоторый прогресс в сдерживании процесса передвижения песков. При этом заранее подразумевается, что необходимо вновь переместить поселения. Строительство дорог вдоль окраин Таклимакана облегчило не только проезд, но и послужило причиной обнаружения больших запасов нефти в пустыне. Район быстро становится индустриальным, а Урумчи, современная столица Хинджианга, стал китайским индустриальным городом Ханьских правителей.
Также вновь открылся и торговый путь. Быстро увеличилась небольшая торговля между жителями Хинджианга и Советского Союза. Торговля с новыми независимыми государствами быстро набирает обороты благодаря увеличению торговли потребительскими товарами, а также предметами тяжелой промышленности. Новые республики Центральной Азии прежде во многом содействовали развитию тяжелой индустрии бывшего Советского Союза, рассчитывая взамен получать потребительские товары от России. В связи с этим торговля с Китаем начинает осуществлять эту потребность. Эта торговля поддерживалась и последним направлением развития к “социалистической рыночной экономике” в Китае и увеличением свободного въезда и выезда, которое предоставило такую возможность в особенности и для национальных меньшинств, подобных тем, которые проживают в Хинджианге. Многие из этих национальностей сейчас участвуют в перекрестной торговле, постоянно совершая путешествие в Казахстан и Узбекистан.
Железная дорога, связывающая Ланжоу с Урумчи, простирается до границы с Казахстаном, где 12 сентября 1990 г. она была окончательно соединена с железнодорожной системой бывшего Советского Союза, обеспечивая важную связь с новыми республиками и позже. Этот Евразийский континентальный мост, построенный в качестве конкурента Транссибирской железной дороге, был сконструирован от города Лиан Юн Ганг в провинции Джиангсу (на восточном побережье Китая) до Роттердама. Первая часть этой дороги уже закончена, и ее официальное открытие произошла 1 декабря 1992 г. Уже обещано, что этот путь будет как минимум на 20 % дешевле, чем по морю, и на 11000 км значительно короче. Из Китая дорога проходит через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу до Германии и Нидерландов. Двухколейная железная дорога от Ланжоу к границам новых независимых государств подняла уровень развития Китая и включила его сейчас в список высокоразвитых государств.
Реставрация и туризм
Со времен последних Западных завоеваний в последнем столетии возрос интерес к этому древнему торговому маршруту. Книги, написанные Стейном, Хедином и другими, привнесли ощущение тайны Шелкового пути в обычное западное мышление. Растет количество людей, которые заинтересованы в посещении таких заброшенных мест, следуя романтическим идеалам и маршрутам Марко Поло. Когда в конце 70-х гг. XX в., Китай открыл свои двери иностранным туристам, стало понятно, как много иностранной валюты может быть получено страной от туристического бизнеса. Это вдохновило правительство принять меры к сохранению оставшихся городов. Настоящее время восстановление и реставрация многих мест продолжается. Пещеры-гроты Могао, возможно, были первыми, которые привлекли такое внимание: научно-исследовательский институт г. Дунхуанга изучил и сохранил остатки пещер-гротов, а также то, что осталось от библиотеки. Реставрация в настоящее время идет полным ходом, внешние стороны гротов обложены специальным бетоном для сохранения в дальнейшем от оседания, а часть фресок восстановлена специально обученными художниками – реставраторами и ремесленниками.
Археологические раскопки были начаты китайцами там, где они были прекращены иностранцами. Значительные находки были обнаружены в таких местах, как захоронения Астаны, где были похоронены умершие из города Гаочанг. Находка фресок и одежд среди могильных вещей увеличило наше знание о жизни людей вдоль Шелкового пути, а сухой климат помог сохранить останки после смерти и предметы их одежды.
До сих пор мало, что можно увидеть вокруг Таклимакана, в основном, в виде полуразрушенных пещер-гротов и руины городов. Пока одних людей привлекает археология, другие интересуются национальными меньшинствами: существует тринадцать национальностей в этом регионе, отдельно от Ханьского Китая, от жителей Тибета и Монголии на востоке региона до таджиков, узбеков и казахов на западе. Других привлекают таинственные города, такие как Кашгар, где воскресный рынок хранит многое от Шелкового пути, и где люди множества различных национальностей продают все: от риса и шерсти до домашнего скота и серебряных ножей. Многие современные путешественники – это японцы, посещающие места, где начала свой путь их буддийская религия на своем пути в Японию.
Хотя Хинджианг и открывается для туристов, путешествовать до сих пор не просто. Не считая сурового климата, многие места до сих пор полностью не открыты, возможно, потому,что власти не горят желанием позволить иностранцам путешествовать там, где они хотят, как это сделали Хедин и его приемники. Изолированность этих мест сделала их идеальным местом для таких аспектов современной жизни, как запуск ракет и испытаний ядерного оружия. Тем не менее, множество мест может быть достигнуто без особых проблем, и, кроме того, здесь еще многое можно увидеть.
Заключение
Со дня своего возникновения до рождества Христова, от самого высокого уровня его развития во времена династии Танг до медленного падения 600-700 лет назад, Шелковый путь сыграл уникальную роль в международной торговле и политических отношениях, простираясь далеко за пределами границ самой Азии. Он оставил свой след на развитии цивилизации на обеих сторонах континента. Тем не менее, хотя дорогой просто перестали пользоваться, ее история до конца не изучена. С последними событиями и изменениями в политической и экономической системах, окраины Таклимакана еще могут вновь увидеть международную торговлю, в более крупном масштабе, чем она была в старые времена, железную лошадь, переносящую верблюдов и лошадей прошлого.